Национальные проекты
В Омской области разработаны региональные проекты в рамках реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»
Читать далее...Региональная программа Омской области
РЦ ПМСП
Национальные проекты
Региональная программа Омской области
Региональная программа Омской области
12.05.2016 Представители Минздрава России приняли участие в круглом столе «Законодательные аспекты борьбы с неинфекционными заболеваниями и общественного здоровья в Российской Федерации»
В круглом столе «Законодательные аспекты борьбы с неинфекционными заболеваниями и общественного здоровья в Российской Федерации», который прошел в Государственной Думе Российской Федерации при поддержке Минздрава России приняли участие: советник Министра здравоохранения Российской Федерации Игорь Ланской, директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Олег Салагай, заместитель директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Светлана Аксельрод.
Основными спикерами круглого стола выступили: председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Фургал, заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина, внештатные специалисты Минздрава России, представители Всемирной организации здравоохранения (директор отдела неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья на всех этапах жизни Европейского регионального бюро ВОЗ Годен Галеа; специальный представитель ВОЗ в Российской Федерации Гайк Никогосян; и.о. руководителя проекта по организации географически удаленного офиса ВОЗ по неинфекционным заболеваниям в Москве Европейского регионального бюро ВОЗ Джилл Фаррингтон), представители органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также члены общественных организаций и пациентского сообщества.
По словам Олега Салагая, неинфекционные заболевания (далее - НИЗ) являются лидирующей причиной инвалидности и смертности во всем мире.
- Факторы риска и возникновения неинфекционных заболеваний на сегодняшний день хорошо известны. Однако при этом, в большинстве своем, управляемы, - отметил Олег Салагай. - Ведущее место в генезисе НИЗ занимает потребление табака (по данным международных исследований, примерно 20% смертности и заболеваемости ассоциированы с болезнями, вызванными потреблением табака) и алкоголя.
Кроме того, по словам Олега Салагая, среди основных факторов развития НИЗ также значатся низкая физическая активность и нерациональное питание, где ключевую роль играет чрезмерное потребление сахара.
В ходе круглого стола директор ФГБУ "ГНИЦ ПМ" Минздрава России Сергей Бойцов представил концепцию Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний до 2025 года (далее - Стратегия). Положения Стратегии определят приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общественного здоровья.
Презентуя Стратегию, Сергей Бойцов обратил внимание участников круглого стола на то, что основные НИЗ (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, хронические бронхолегочные заболевания, сахарный диабет и др.) являются ведущей причиной смертности (68,5 %) и тяжелым бременем для экономики страны. При этом, проблема смертности, несмотря на определенные успехи по ее снижению, включена как основная в новую Стратегию национальной безопасности (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683).
- По опыту многих стран мира, достигших двух-, трехкратного снижения смертности от неинфекционных заболеваний, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40 % до 70 %, - сказал Сергей Бойцов. - В связи с этим, основным стратегическим направлением обеспечения национальной безопасности в сфере сохранения здоровья нации является усиление профилактической направленности, которая может быть обеспечена только совместными усилиями всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества, с ориентацией на сохранение здоровья человека.
Основной целью Стратегии является снижение бремени неинфекционных заболеваний посредством создания единой профилактической среды на основе межведомственного взаимодействия всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества, включая здравоохранение, профильные министерства и ведомства, агентства и службы, работодателей, общественные организации, представителей религиозных конфессий и других групп населения. Стратегия реализуется на основе государственных планов или программ, федеральных или ведомственных целевых программ
Для достижения основной цели Стратегии необходима одновременная реализация мер по четырем ключевым стратегическим направлениям:
- снижение популяционного риска НИЗ (повышение мотивации всего населения к ведению ЗОЖ и создание необходимых условий для ведения ЗОЖ);
- снижение доли граждан с высоким индивидуальным риском неинфекционных заболеваний, а также доли граждан, имеющих НИЗ;
- контроль течения болезни и развития осложнений у граждан, имеющих выявленные НИЗ в рамках диспансерного наблюдения в первичном звене здравоохранения;
- своевременное и эффективное лечение НИЗ и их осложнений, а также профилактика повторных событий в рамках оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Среди наиболее ожидаемых результатов реализации Стратегии к 2025 году отмечается выполнение 9 добровольных глобальных целей, рекомендованных ВОЗ, а именно:
-сокращение на 25% общей смертности от основных НИЗ;
-сокращение на 10% пагубного потребления алкоголя;
-сокращение на 10% распространенности недостаточной физической активности;
-сокращение на 30% среднего потребления населением соли/натрия; Сокращение на 30% распространенности употребления табака среди лиц в возрасте от 15 лет и старше;
-сокращение на 25% распространенности случаев повышенного АД;
-увеличение на 30 % граждан с гипертонической болезнью, стабильно имеющих целевые значения уровня артериального давления;
-прекращение роста числа случаев диабета и ожирения;
-обеспечение, по крайней мере, для 50% лиц, имеющих соответствующие показания, надлежащей лекарственной терапии и консультирования врачами-специалистами для профилактики инфарктов и инсультов;
-достижение как в частных, так и в государственных учреждениях здравоохранения 80% уровня наличия базовых технологий и основных лекарственных средств, необходимых для лечения основных неинфекционных заболеваний.
Несмотря на то, что в Стратегии заложены действия, которые должны быть реализованы до 2025 года, многие из ее задач выполняются уже сейчас. К примеру, по словам Сергея Бойцова, межведомственные комиссии по борьбе с НИЗ созданы во многих субъектах Российской Федерации. Однако не хватает единого федерального межведомственного компонента. Согласно Стратегии, в рамках ее реализации свои усилия должны объединить около 30 органов исполнительной власти и организаций, среди которых Минздрав России, Росздравнадзор, ФМБА России, Минобрнауки, Рособрнадзор, Минпромторг, Роскомнадзор и др.
До конца 2016 года Стратегия должна окончательно быть разработана и утверждена. Следующим шагом станет разработка Национального плана борьбы с неинфекционными заболеваниями.
В свою очередь, советник Министра здравоохранения Российской Федерации Игорь Ланской подчеркнул важность информационной составляющей в борьбе с НИЗ, в частности, учитывать региональный опыт по проведению информационных кампаний по приверженности к здоровому образу жизни среди населения Российской Федерации. Лучшие региональные практики должны лечь в основу общефедеральной кампании. Эта работа, в свою очередь, должна осуществляться исключительно в рамках межсекторального взаимодействия.
- Для борьбы с неинфекционными заболеваниями необходимо вовлекать гражданское общество и использовать его особые возможности в профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями. Кроме того, следует также привлекать частный сектор для того, чтобы усилить его вклад в профилактику НИЗ и борьбу с ними в соответствии с международными и национальными приоритетами в отношении НИЗ, - также добавил Игорь Ланской, сославшись на итоги Первой Глобальной министерской конференции ВОЗ по здоровому образу жизни и НИЗ, прошедшей в апреле 2011 г. в Москве.
По материалам ГНИЦ ПМ