Как пережить период адаптации к школе. Советы невролога
Начало учебного года – время и радостное, и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Нередко когнитивные нарушения у детей выявляются как раз именно при начале обучения. На что обратить внимание родителям, и как пережить этот непростой период? Стоит ли записываться в кружки и спортивные секции? Сколько времени можно проводить за компьютером, и так ли опасны для ребенка гаджеты? Об этом и многом другом мы поговорили с детским неврологом, врачом городской детской больницы № 3 Ольгой Лопатиной.
– Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами могут столкнуться родители первоклассников в этот период?
Ольга Лопатина: Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание к школьным условиям. Каждый день дошкольника наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками. В школе все иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость все успевать.
Если физиологически, психологически и интеллектуально ребенок готов к обучению, адаптация проходит удовлетворительно. В случае незрелости или наличии нарушений в каких-либо сферах первоклассник и его родители могут столкнуться с проявлениями школьной дезадаптации.
Основные из них:
- неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам;
- общая тревожность в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах;
- нарушения во взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность;
- нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам;
- личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).
– На какие тревожные симптомы родителям следует обратить внимание? Как отличить вариант нормы от ситуации, требующей коррекции у невролога? Когда действительно нужно показать ребенка врачу?
Ольга Лопатина: Трудности усвоения школьной программы могут быть связаны с различными причинами:
– педагогическая запущенность (с детьми недостаточно занимались перед школой, и они не приобрели достаточно знаний и умений, необходимых первокласснику);
– недостаточная подготовка к школе больных детей – часто и (или) длительно болеющие дети нуждаются в щадящем режиме, занятия нерегулярные, образуются пробелы в знаниях;
– нарушения интеллектуального развития;
– нарушения развития слуха, зрения, речи.
В случае школьной неуспеваемости необходимо изучение причин, вызывающих ее. Возможны консультации психолога, логопеда, врачей различных специальностей (невролога, офтальмолога, сурдолога, психиатра) для устранения этих причин или подбор адекватной возможностям ребенка учебной программы, формы обучения.
Нарушения адаптации ребенка к школе проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Психологические признаки нарушения адаптации к школе:
- смена настроения,
- раздражительность и агрессивное поведение,
- повышенная ранимость, уязвимость,
- подавленное настроение.
В случае, когда нарушения адаптации проявляются на физиологическом уровне (нарушения сна, аппетита, головные боли, головокружения, боли в животе, запоры, поносы, недержание мочи, учащенные или редкие мочеиспускания, навязчивые движения), следует обратиться к врачу.
Самый распространенный симптом – ребенок отказывается идти в школу. В этом случае родителям первоклассника необходимо проконсультироваться с психологом.
– В последнее время все чаще говорят о таком диагнозе как синдром дефицита внимания. Где грань между темпераментом ребенка и неврологической проблемой?
Ольга Лопатина: Одной из причин школьной дезадаптации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ – наиболее распространенное нервно-психическое расстройство в детском возрасте. Это проявление легкой недостаточности головного мозга, нарушение созревания мозговых структур. Проблема эта комплексная: медицинская, психологическая и педагогическая, а также социальная, так как встречается у достаточно большого количества детей.
Главным проявлением синдрома является неспособность ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность. Такие дети неусидчивы, невнимательны, выкрикивают с места, суетливы, болтливы, не дожидаются своей очереди, не доводят задание до конца, теряют личные вещи и учебные принадлежности, испытывают трудности организации своей деятельности. Причем, подобное поведение отмечается в различных ситуациях: на уроках, дома, на улице и в других местах.
Прежде всего, мы не должны забывать о том, что существуют индивидуальные особенности темперамента, не смешивать понятия гиперактивный и активный ребенок. Если ребенок полон энергии, и она иногда бьет через край, появляются упрямство, непослушание – это еще не значит, что ребёнок гиперактивен. Двигательная активность может быть проявлением его физиологических потребностей в движении.
Отличия активного и гиперактивного ребенка
- реакция на окружающих (активный успокаивается);
- наказание (активный – реагирует, гиперактивный нет);
- самокритика (активный не желает демонстрировать себя с плохой стороны);
- отношение к последствиям;
- контроль (активный может себя контролировать, гиперактивный нет).
Лечение СДВГ должно быть комплексным. Основными терапевтическими вмешательствами при СДВГ являются психообразование, поведенческая терапия и психофармакотерапия. В основе всей терапевтической программы лежит последовательное психологическое просвещение. Речь идет об образовании как детей, так и родителей, учителей, ровесников и, в конце концов, всего общества, их информирование о природе СДВГ, особенностях поведения детей и способах помощи им.
– Действительно ли использование современных гаджетов может негативно отразиться на здоровье ребенка? Нужны ли первокласснику мобильный телефон и планшет? Сколько времени в день можно проводить за компьютерными играми?
Ольга Лопатина: Очень важный вопрос – использование телефонов, планшетов, компьютеров, игровых приставок детьми. В настоящее время существует множество предубеждений относительно использования гаджетов в детском возрасте. Например, постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Он не испытывает интереса к самостоятельному мышлению, к чтению, ручному труду. Но у компьютера есть и масса преимуществ, облегчающих жизнь школьника: разнообразные обучающие программы по предметам, возможность получить информацию по какому-то вопросу.
Многих родителей беспокоит, что ребенок может встретиться в виртуальном мире с той информацией, от которой хотелось бы его защитить. Но с этой информацией он может встретиться и в реальной жизни. Противопоставить этому можно только доверительные отношения с ребенком, постоянный интерес к его жизни, воспитание у него критического мышления.
Следующее предубеждение – компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами. Но ведь не компьютер создает проблемы общения. Далеко не у всех детей увлечение компьютером ограничивает круг общения со сверстниками. Наоборот, некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным он помогает найти друзей со сходными интересами.
Очень большие претензии у многих родителей и педагогов к компьютерным играм. Во-первых, компьютерные игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре. Во-вторых, можно подобрать игры, развивающие активное целенаправленное внимание, память, пространственное воображение, логическое мышление, помогающие улучшить координацию движений, повысить скорость реакции. У игры, в том числе компьютерной, есть еще одно важное свойство. Некоторые виды игр помогают снять нервно-психическое напряжение.
При этом родители должны следить за тем, сколько времени ребенок проводит у компьютера, какую информацию он получает, в каком положении сидит, как освещено его рабочее место. Длительность времени, проведенного с гаджетами, не должна превышать академический час.
– Многие родители стараются записать первоклассников еще и в художественную или музыкальную школу, на спортивную секцию и в различные кружки. Как подобрать оптимальную нагрузку, которая будет ребенку по силам?
Ольга Лопатина: Нужны или нет дополнительные занятия – музыкальная, художественная школа, спортивные и другие кружки?
Период адаптации длится от 3-х недель до 3-х месяцев, и основная задача для первоклассника – научиться учиться в школе, жить по режиму, выполнять школьные требования. Целесообразным будет повременить с вводом в жизнь первоклассника новых спортивных секций, кружков до того времени, когда пройдет успешна адаптация. Исключением может стать привычная для ребенка деятельность, как способ вернуться в зону комфорта, пережить привычные ощущения.
– Как пережить период адаптации к школе? Что можно посоветовать родителям?
Ольга Лопатина: Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника постепенно, заранее:
- делайте перерывы при выполнении домашних заданий, во время перерывов делайте с ребенком физические упражнения, поиграйте в подвижную игру;
- следите за тем, чтобы место для приготовления уроков было хорошо освещено, чтобы ребенок правильно сидел;
- следите за правильным питанием первоклассника;
- сон не менее 9 часов в сутки, возможен дневной сон после занятий в школе;
- ограничьте просмотр телепередач, игры у компьютера;
- предоставляйте возможность и следите за тем, чтобы ребенок достаточно двигался;
- интересуйтесь школой, расспрашивайте о событиях дня;
- предоставляйте самостоятельность в организации учебной деятельности, не забывая контролировать;
- хвалите за различные достижения (не только учебные).
Важно родителям не «стараться учиться», продолжайте играть с ребенком, общайтесь на темы, не касающиеся школьного обучения. Если родители постоянно напряжены, фиксированы на школьных успехах ребенка, то они могут демонстрировать состояние повышенной тревоги и своим тревожным состоянием «заразить» первоклассника.
И еще.
1. Будите ребенка ласково, чтобы у него было хорошее настроение на весь день.
2. Не торопите ребенка, правильно рассчитать время – задача родителей.
3. Не запугивайте ребенка перед выходом в школу.
4. Забирая ребенка после школы, не приставайте к нему с расспросами по поводу школы, дайте ему отдохнуть.
5. Если вы видите, что малыш чем-то расстроен – дайте ему время рассказать самому.