Особенности психоэмоционального состояния детей-спортсменов
- Существуют ли принципиальные отличия методов детской психотерапии от взрослой?
- Методы детской психотерапии существенно отличаются от психотерапии взрослых. Это объясняется незрелостью личности ребёнка, его возбудимостью, склонности к фантазированию, особенностями невротических реакций, отсутствием мудрости, ценности жизни и жизненного опыта, несовершенства механизмов рефлексии и наличие симбиотических связей между родителем и ребёнком.
В основном это игровая психотерапия. Через игру, образы дети перерабатывают негативные переживания. Арт-терапия через рисунок, песок, пластилин, модели животных, людей ребёнок отреагирует отрицательные переживания.
- С какими наиболее распространёнными психотерапевтическими проблемами чаще всего обращаются к Вам пациенты? Обращаются ли самостоятельно (вне рамок углубленного медицинского обследования). В частности, что характерно для спортсменов - детей?
- На первом месте это нарушения поведения (неподчиняемость, непослушание, агрессивность дома, в школе, д/с, ломает телефоны, компьютеры, суицидальное поведение).
На втором месте по обращаемости с соматическими жалобами (чувство нехватки воздуха, удушье, учащённое сердцебиение, боли в сердце, головные боли, потеря сознания, нарушения сна, тики, нарушения речи, энурез, энкопрез).
На третьем месте психотравмирующие обстоятельства (реакция горя, утраты на смерть родных, друзей родных, спортсменов, развод, измена партнера, роды, конфликты на работе, в школе, потеря работы, конфликт с тренером).
На четвёртом месте ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство (попал в ДТП, авария, стрельба на дороге, потеря конечности, травма на соревнованиях, тяжелая операция, затяжная реакция горя, навязчивые воспоминания, образы.)
На пятом месте фрустрационный стресс (крушение планов, проигрыш в крупных соревнованиях, мировых, разочарования в профессии, в себе, людях)
- Самообращение по соматическим жалобам (1), опасное или угрожающее поведение (2), формирование успешности (3), невозможность совладать с жизненным стрессом - развод, конфликт на работе, депрессия, смерть родственника (4).
- Для детей характерны невротические нарушения, от лёгких до тяжёлых.
- На Ваш взгляд, каковы основные причины патологических отклонений в психике ребёнка?
- Чрезмерная перегруженность современных детей (2 спорта+ музыкальная школа+ английский и т.д.).
Снижена удовлетворённость жизнью (не чувствуют себя счастливыми, не хотят взрослеть, депрессивное отношение к жизни).
Постоянная гонка жизни (за оценкой, за результатом, за местом, за доказательством собственной значимости, стрессор оценок выставленный родительскими ожиданиями )
Недостаток отдыха и расслабления (нет ни одного дня выходного от спорта в течение недели (художественная гимнастика), нет минимального 14-дневного отдыха неделимого летом у спортсмена (конькобежный, лыжный спорт).
Нет свободного времени для себя (30 минут необходимая норма побыть с самим собой, родители занимают всё время).
Не чувствуют себя свободными (гиперопека со стороны родителей, тотальный контроль, отсутствие доверия)
ВНУТРЕННЯЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ И РАВНОВЕСИЕ ТОГДА, КОГДА ЕСТЬ:
- САМОУВАЖЕНИЕ,
- УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ,
- УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ,
- ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА
- Какие рекомендации и методы лечения применяются при различного рода нарушениях психического здоровья у детей?
- Заниматься одним видом спорта. Желательно 2 выходных от спорта. Летний отдых с прекращением любой нагрузки – учебной, спортивной, мышечной, т.е. не бегать, не отжиматься минимально 14 дней.
Сон для школьников должен начинаться в 21.00, школьников - 22.00, подростков - 23.00, взрослых - до 24.00
При двух тренировках в день рекомендую дневной сон - 1 час.
Выбрать спорт с учётом физиологических возможностей ЦНС и психики ребёнка (если у ребёнка нет внутренней агрессии, он не может стать боксёром, если у ребёнка рвота каждый раз, как он нанесёт удар другому, испытывает жалость к сопернику – то ребенку вреден для психического здоровья атакующий вид спорта. Рекомендую сменить вид спорта с учётом особенностей психики ребёнка на игровой).
- Как воспринимают эти рекомендации дети и их родители?
- Наиболее трудно воспринимают рекомендации родители детей одновременно занимающихся тремя видами спорта (с 6.00 хоккей, потом школа, легкая атлетика после школы и с 19.00 до 21.00 - танцы). Снизить спортивную нагрузку они воспринимают как личное оскорбление. У таких детей, как правило, снижен уровень тромбоцитов, носовые кровотечения, кровоточивость десен, подкожные кровоизлияния и множественные синяки на конечностях и теле, кровь разжижается, проницаемость сосудов повышается, чтобы снабдить мышцы питанием, повышается работоспособность и исчезает чувство усталости, понижается болевой порог, нарушается сердечный ритм, напрягается система клапанов сердца. Появляются боли в сердце, желудке, суставах, но быстро проходят. Поэтому этими родителям я очень аккуратно, корректно говорю: я вам не указываю, ни в коем случае не хочу вас обидеть, но заниматься тремя видами спорта вредно для здоровья и жизни.
- Поддерживаете ли Вы связь со школьными психологами? Как оцениваете их работу?
- Обязательно поддерживаю связь. Тяжелых пациентов они просят проконсультировать. А зачастую берутся за сложные случаи сами, например, реакцию горя. И зря.
- Школьные психологи прекрасно справляются с главной своей задачей - учебная деятельность, способность к обучению.
- Есть ли у нас в городе службы психологической поддержки для детей и подростков (телефоны доверия, специальные кабинеты, учреждения для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации)? Насколько они помогают в работе врача-психотерапевта?
- Регулярно даю родителям спортсменов и взрослым спортсменам телефоны круглосуточной городской психологической помощи. Отправляю нуждающихся в психологической помощи в бесплатный центр на ул. Авангардной. Даю координаты психотерапевтического амбулаторного отделения психиатрической больницы.
- Что нужно знать в первую очередь родителям, чтобы помочь избежать детям серьёзных психологических проблем (нарушений психики ребёнка)?
- Заниматься одним видом спорта.
Выходные дни от спорта.
Летний отдых минимум 14 дней.
Прислушиваться к жалобам детей.
В затруднительных случаях обращаться за профессиональной помощью к врачам.
Хотелось бы особо отметить отношение к спортивной нагрузке у детей 1-х,9-х,11-х классов. Уровень стресса у этой группы выше, чем у остальных возрастных групп. Высокий уровень тревоги ведёт к эмоционально-мышечному напряжению. Возникает желание всё время заниматься физическими упражнениями. Поэтому ученики выпускных классов дополнительно и самостоятельно начинают усиленно заниматься дома по нескольку раз в день и посещать тренажёрный зал.
РЕКОМЕНДУЮ только 1 вид спорта и утреннюю зарядку.