Побороть болезнь общими усилиями
15 февраля – Международный день борьбы с детским раком
К сожалению, в настоящее время злокачественными заболеваниями дети болеют все чаще и онкозаболевания у них свои. Вылечить их намного труднее, хотя процент выздоровления у таких детей (при 1 – 2 стадиях) достаточно высок и составляет 95 %.
О детских онкологических заболеваниях и борьбе с ними нашему изданию рассказал заведующий отделением химиотерапии, главный внештатный детский онколог Министерства здравоохранения Омской области Ринат Хамитович Галиулин.
Виды и причины онкозаболеваний у детей
В детском онкогематологическом центре, который располагается на третьем этаже БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», рассчитанном на 40 коек, 20 из которых предназначены для детей, порой бывает и по 28 маленьких пациентов. Это не только малыши с мамами, но и подростки до 18 лет.
Ринат Галиулин, имеющий за плечами почти 30 лет работы в детской онкологии, абсолютно уверен в том, что результаты лечения онкозаболеваний детей гораздо выше, чем у взрослых. Это объясняется многими причинами, в том числе и разностью в программах лечения тех и других, и тем, что у детей наблюдаются так называемые злокачественные новообразования, а не рак, справиться с которыми как раз помогает высокодозная химиотерапия, не приемлемая для лечения взрослых. Союзником врачей в их борьбе с детской онкологией является также молодой растущий организм, ещё не зашлакованный ни алкоголем, ни табаком, бросающий все силы на борьбу с тяжким недугом. И хотя процент онкобольных детей в общей картине заболевших небольшой, смертность от злокачественных новообразований у детей достаточно высока. Она стоит на втором месте после смертности от различных травм и ДТП и составляет 13 %.
Ежегодно в Омской области регистрируется до 65 случаев впервые выявленных онкозаболеваний у детей от 0 до 18 лет. В 2016 году их было 77. Детские онкозаболевания, наиболее часто встречающиеся, делятся на пять основных нозологических групп. Первое место занимают острые лимфобластные лейкозы (около 25 % всей патологии), остальные 75 % составляют так называемые сольные опухоли, лидирующие позиции среди которых занимают опухоли головного мозга (18 – 21 %). Встречаются также опухоли брюшной полости и забрюшинного пространства – почек, а также периферической нервной системы, костной системы, сетчатки глаза – ретинобластома.
– Причины заболевания детей очень многогранны, – рассказывает Ринат Хамитович. – Это и экология, и сегодняшнее питание, а также поздние роды (после 40 лет). Как правило, роды после 40 лет у женщин сопровождаются пороками развития, в том числе и мочеполовой системы у новорожденных, в результате чего может появиться злокачественное новообразование почек – нефробластома. И, конечно же, наследственность играет большую роль, когда у одного из родителей наблюдается хромосомная оберация либо амплификация генов. У таких детей на протяжении всей их жизни существует риск заболеть злокачественными новообразованиями.
Для борьбы с детской онкологией ещё в начале 90-х годов была поставлена задача по организации 12-ти детских онкогематологических центров на территории Советского Союза. Тогда был подписан контракт о сотрудничестве и оказанию помощи по организации детских онкогематологических центров между московским Красным Крестом и немецкой общественной благотворительной организацией КЭР. В то время это произвело революцию в детской онкологии и позволило добиться успехов в лечении детей на уровне европейских стран. Не во всех городах и бывших союзных республиках такие центры сохранились. Законодательное Собрание Омской области в своё время пошло нам навстречу: отдельной строкой в бюджете было выделено финансирование детской онкогематологии. Такая поддержка со стороны властей не только позволила сохраниться нашей отрасли, но и дала нам толчок к развитию и дальнейшему совершенствованию.
Омский детский онкогематологический центр – один из лучших в России
Уникальность его заключается в том, что заболевший ребёнок получает всё необходимое современное, на европейском уровне лечение (хирургическое, химиотерапевтическое и радиологическое) в одном месте в пределах одного лечебного учреждения – родителям с больными детьми не нужно распыляться, тратить силы и средства на другие города и больницы. Центр имеет свою операционную, собственную реанимацию со штатом врачей-реаниматологов, умеющих выводить детей из осложнений после высокодозной химиотерапии. Все врачи онкогематологического центра – обладатели как минимум трёх действующих сертификатов по трём специальностям (детский хирург, реаниматолог, детский (взрослый) онколог). Это значительно влияет на качество и эффективность лечения. А она достаточно высокая. Количество вылеченных детей с первой и второй стадией онкозаболеваний достигает 95 –100 %. Такие дети могут считаться абсолютно здоровыми, жить впоследствии полноценной жизнью, получать образование и профессию, обзаводиться семьями.
– Проблема на сегодняшний день – это дети с запущенной болезнью, с онкозаболеваниями четвёртой стадии, – поясняет Ринат Галиулин. – Лечение таких пациентов по срокам гораздо продолжительнее и протекает тяжелее. Шансов на излечение таких детей мало, а то и вообще нет.
Всё зависит от первичной диагностики
А на сегодняшний день ситуация с ней не такая простая. По мнению доктора Галиулина, в настоящее время существуют три причины позднего выявления онкозаболеваний у детей: отсутствие онкологической настороженности у участковых врачей-педиатров, отсутствие той же настороженности у родителей и сложность диагностирования онкозаболеваний, связанных с их маскировкой под другие, довольно редкие болезни.
Поэтому борьба с детскими онкологическими заболеваниями – задача всеобщая. К её решению на разных уровнях должны подключаться все: государство, медицинские работники, родители, неравнодушные спонсоры, волонтёры, общественные организации.
Алла Ладан