Почему необходимо обратиться к логопеду до школы?
Далеко не в каждой семье считают нужным показывать своего ребенка логопеду. «Он же у меня не картавит, не заикается, зачем его вести к этому специалисту?» - недоумевают родители. И напрасно. В большинстве случаев тот, кто не имеет диплом логопеда и не сталкивается с нарушениями речи в повседневной практике, попросту не сможет определить на слух, что у малыша возникли проблемы с различением звуков. О том, чем это грозит в дальнейшем и какие факторы позволяют достичь успеха в лечении, рассказывает логопед психоневрологического отделения Областной детской клинической больницы Светлана Иванова.
- Светлана Владимировна, до сих пор многие родители считают, что если у ребенка нет никаких выраженных проблем с речью, то и логопед ему не нужен. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
- Давайте начнем с того, что проблема нарушения речи стоит сегодня довольно остро. Раньше логопеды были и в детском саду, и в школе. Сейчас в большинстве дошкольных и общеобразовательных учреждений ставки логопедов сократили. Соответственно, основная нагрузка ложится теперь на поликлиники и больницы. Количество обращений увеличивается. Если семь лет назад ко мне на прием в день было записано не больше восьми детей, то теперь бывает и по пятнадцать, и по двадцать.
- Если не провести в детстве логопедическую коррекцию тем, кто в ней нуждается, чем может быть это чревато?
- Когда такой ребенок пойдет в школу, то не сможет слышать разницу в звуках. Приходят ко мне на прием матери младшеклассников. Ребенок по всем предметам получает четверки и пятерки, а с русским языком совершенно не справляется. И у учителей встает вопрос: «Что делать дальше с таким учеником?». Дети ведь как слышат, так и пишут. А если у ребенка не поставлены звуки, то не избежать грамматических ошибок. Для некоторых это становится источником постоянного стресса. В моей практике были пациенты, вовремя не прошедшие коррекцию у логопеда и обращавшиеся за помощью в 14 и даже в 18 лет, то есть уже после окончания школы. Их волновало, что они картавят, не выговаривают какие-то звуки или не дифференцируют их на слух. Но чем взрослей человек, тем сложней исправить этот дефект. Мы привыкаем с годами говорить неправильно, звуки «автоматизируются» в нашем сознании.
- В каком возрасте ребенка нужно в первый раз привести к логопеду?
- Когда ему исполнилось полтора-два года, не позже. Мы смотрим не только на то, выговаривает ли ребенок звуки, но и даем задания на логику, мышление, интеллект. И там уже определяется дата следующего визита. Кому-то рекомендуют показаться через год, кого-то убеждают прийти через три-шесть месяцев. Может быть так, что в два-три года у малыша проблем нет, а к четырем годам вдруг «открываются» проблемы – он не различает какие-то звуки. Чаще всего это Ш, Ж, С, З, Ц, Ч, Щ, Л, Р. Даже опытные родители не всегда способны самостоятельно определить, что ребенок нуждается в занятиях с логопедом. Вот всех, конечно, волнует буква Р. И буквально недавно ко мне на прием с шестилетней дочерью пришла мама - преподаватель русского и литературы. И она мне не без гордости рассказала, что Р сама ребенку поставила, научила правильно произносить. Но при этом на приеме выяснилось, что у девочки вообще нет в «палитре» звуков Ч, Щ и Ц. Мать этого просто не заметила, хотя, повторю, она – опытнейший педагог. Ей казалось, что дочка просто так своеобразно разговаривает с ней. С другой стороны, ребенок может изолированно выговаривать все звуки, и взрослых это успокаивает. Но попроси его сказать слова, где есть и С, и Ш, он не услышит разницу между этими звуками. И «сушка» у него превратится в «шушку».
- Сколько обычно длится курс коррекции?
- Все индивидуально. Допустим, кому-то надо поставить букву Л. И с одним ребенком мы работаем два занятия, а с другим двенадцать. Это невозможно предсказать заранее, но, подчеркну еще раз, в дошкольный период поставить ребенку все звуки и научить его правильно говорить гораздо легче. Иногда к нам приводят детей незадолго до того, как отдать их в первый класс. В этом случае не всегда мы успеваем провести коррекцию.
Замечу также, что нарушения речи могут свидетельствовать об отставании в развитии. А это уже тот случай, когда необходимо вмешательство других специалистов – невролога, психиатра. С ними мы работаем в очень тесной взаимосвязи. Задержка психоречевого развития – это показания к коррекционному образованию. Родители по-разному реагируют на все. В одной семье бьют тревогу, когда двухлетний малыш не выговаривает букву Р, хотя это еще допустимо в его возрасте, а в другой оставляют без внимания, что сын или дочь не могут выполнить элементарные задания на логику и мышление. Говорят, что у соседей ребенка вообще никуда не водили, а он теперь из школы одни пятерки носит. Часто нам приходится больше работать с родителями, чем с детьми. Особенно в тех случаях, когда речь идет о коррекционных малышах.
- К вам ведь приводят и детей-заик?
- Да, это тоже достаточно распространенное заболевание. В ряде исследований говорится, что им страдает около 2% девочек и порядка 5% мальчиков. Причины заикания кроются, прежде всего, в наследственном факторе. Если им страдает один из родителей, то с вероятностью в 20%-70% этот недуг обнаружится и у их детей. Кроме того, причинами расстройства могут выступить психологическая травма, сильный стресс или же попытка переделать ребенка с ведущей левой рукой в правшу. Если с ребенком, у которого наблюдаются речевые запинки, начинает своевременно работать специалист, то в 80% случаев до наступления половой зрелости удается избавиться от этого дефекта.
- Что можно сказать родителям тех детей, у которых выявили логопедические проблемы?
- Надо понимать, что даже при не очень хорошем прогнозе можно достичь прекрасных результатов. Многое зависит как раз от упорства, терпения и желания родителей. Они должны помогать своим детям, поддерживать их, выполнять с ребенком все те домашние задания, которые предлагаются ему в рамках разработанной специалистом программы. Только так возможно достичь максимальных результатов.