Об используемых каналах коммуникации для получения информации по вопросам ведения ЗОЖ и факторах риска развития ХНИЗ
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Об используемых каналах коммуникации для получения информации по вопросам ведения ЗОЖ и факторах риска развития ХНИЗ

В ноябре 2024 года на территории Омской области специалистами бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», а также на базе центров здоровья бюджетных учреждений здравоохранения Омской области, проведено социологическое исследование (опрос-анкетирование) на тему: «Об используемых каналах коммуникации для получения информации по вопросам ведения здорового образа жизни и об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Мотивированность населения к ведению здорового образа жизни», направленное на определение значимых каналов коммуникации для получения информации по вопросам ведения ЗОЖ и о факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, оценку мотивированности населения к ведению ЗОЖ.

В рамках проведения социологического опроса в генеральной совокупности в качестве объекта выбрано взрослое население (18 лет и старше), проживающее на территории города Омска и Омской области. Предметом исследования являлись основные каналы коммуникации, через которые население получает информацию по вопросам ведения ЗОЖ и об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, а также мотивированность к ведению ЗОЖ. Цель исследования – определение наиболее значимых каналов коммуникации для получения информации по вопросам ведения ЗОЖ и об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, оказывающих влияние на состояние здоровья представителей возрастных и гендерных групп населения на территории Омской области; определение мотивированности населения региона к ведению ЗОЖ.

Результаты опроса показали, что 140 человек – 11,9% не встречали информацию о вреде курения, употребления табака за последние 12 месяцев. В структуре ответов лиц, подтвердивших, что данная информация им встречалась – 1 034 человека – 88,1%, наибольшая доля граждан отметила эфиры телевизионного вещания – 68,0%, интернет ресурсы (соц. сети, сайты и др.) – 46,8% и наружную рекламу (видеоэкраны, баннеры и др.) – 43,7%, как наиболее частые каналы.

Наибольшая доля граждан, мотивированных на отказ от курения/употребления табачных изделий после полученной информации, регистрировалась при получении информации через наружную рекламу – 28,6%, интернет-ресурсы – 27,4%, в эфирах телевизионного вещания – 26,8%, через аудиоролики в общественном транспорте – 17,7%,. В целом среди граждан, отметивших, что им встречалась информация о вреде курения/употребления табака, 39,8% (из числа курящих респондентов) захотели отказаться от курения. Курение является одним из наиболее пагубных факторов риска для здоровья человека, которое провоцирует развитие заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, репродуктивной системы, а также целого ряда онкологических патологий.

По полученным данным 171 человек – 14,6% не встречали информацию о вреде злоупотребления алкоголем за последние 12 месяцев. В структуре ответов лиц, подтвердивших, что данная информация им встречалась – 1 003 человека – 85,4%, наибольшая доля граждан отметила эфиры телевизионного вещания – 70,2%, интернет ресурсы – 48,6% и эфиры радиовещания 36,3%, как наиболее используемые каналы.

Наибольшая доля граждан, мотивированных на отказ от злоупотребления алкоголем после полученной информации, основным источником указала эфиры телевизионного вещания – 36,5%, интернет ресурсы – 33,0%, эфиры радиовещания – 27,4% и наружную рекламу – 22,1%. В целом среди респондентов, отметивших, что информация о вреде злоупотребления алкоголем им встречалась, 45,1% из числа лиц, употребляющих алкогольные напитки, захотели отказаться. Стоит отметить, что согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) и различным научным исследованиям, безопасного для здоровья уровня употребления алкоголя не существует.

Около 19,1% респондентов - 224 человека указали, что им не встречалась информация о влиянии избыточной массы тела на состояние здоровья и качество жизни за последние 12 месяцев. В структуре ответов лиц, подтвердивших, что данная информация им встречалась – 950 человек – 80,9%, наибольшая доля граждан отметила эфиры телевизионного вещания – 68,2%, интернет ресурсы – 49,2% и эфиры радиовещания  - 32,4%, как наиболее используемые каналы.

Наибольшая доля граждан, информированных о высоком риске преждевременной смерти от болезней сердца, нарушений углеводного обмена и рака, при обхвате талии более 88 см. для женщин, получали информацию в эфирах телевизионного вещания – 34,4%, интернет-ресурсах – 23,3% и эфирах радиовещания – 14,0%, а также, при обхвате талии более 102 см. для мужчин, встречали информацию в эфирах телевизионного вещания – 31,7%, интернет-ресурсах – 13,4% и через эфиры радиовещания – 10,1%. В целом среди респондентов, отметивших, что данная информация им встречалась, 44,3% из числа мужчин и 45,4% женщин, всего -  44,9% граждан информированы о высоком риске преждевременной смерти от ХНИЗ при определенном объеме талии. Основная причина ожирения и избыточного веса — энергетический дисбаланс, при котором калорийность рациона превышает энергетические потребности организма, что в итоге приводит к развитию артериальной гипертонии, сахарного диабета, дислипидемии и другим заболеваниям.

14,9% граждан, участвовавших в опросе, не встречали информацию о влиянии низкой физической активности на состояние здоровья и качество жизни за последний год (175 человек). В структуре ответов лиц, подтвердивших, что данная информация им встречалась – 999 человек – 85,1%, наибольшая доля граждан отметила эфиры телевизионного вещания – 66,9%, интернет ресурсы – 47,2% и наружную рекламу – 33,2%, как наиболее частые каналы коммуникации.