Алгоритм организации рабочего времени для уменьшения возможности профессионального выгорания медицинского работника
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Алгоритм организации рабочего времени для уменьшения возможности профессионального выгорания медицинского работника

Для того, чтобы попробовать организовать рабочее время медика, нужно помнить, что в первую очередь, медик – это больше, чем профессия, это образ жизни. Когда-то подруга, имеющая диагноз сахарного диабета 1 типа сокрушалась, когда ей доктор сказал, что надо воспринимать его не как диагноз, а как образ жизни. Прошли года, и теперь я смело могу сказать, что то же самое применимо к моей профессии. Я нисколько не умоляю тяжесть других профессий, но у многих моих знакомых нормированное рабочее время, а потом они идут по своим делам или домой к семье, в то время как у медика постоянный цейтнот, пациенты бывают разные, случаи уникальные, ответственность огромная, великая доля многозадачности, постоянного переключения с одной работы на другую (принимаешь пациента, а тут срочно надо анализы другого пациента посмотреть, неотложную помощь оказать, на консилиум сходить, интересный вебинар по НМО посмотреть и т.д.), что под конец дня у многих голова кругом, но надо ещё кучу документации заполнить, что отнимет достаточно времени, моргнул…. а уже и вечер, рабочее время давно прошло, а ты ещё не дома. В общем, медик – это человек на работе, у которой нормирование рабочего времени зачастую только на бумаге (приходиться брать часть бумажной работы домой и делать в свободное «от работы» время), личная и семейная жизнь на втором плане и постоянный синдром хронической усталости. От этого становиться грустно. К сожалению, уже давно в жизни воспринимается как норма, когда медик безгранично жертвует своим временем в пользу пациентов (особенно это актуально в сельской местности, где в поселении есть одна медсестра или фельдшер). Но такой режим рано или поздно приводит к профессиональному выгоранию и, как следствие, к физическому и эмоциональному истощению человека, что увеличивает процент возможных профессиональных ошибок. Профессиональное выгорание остается серьезной проблемой медицины, а перегрузка на работе является основной причиной выгорания медиков. Ситуация для многих знакомая и вызывающая горькую улыбку. Никто не поймет медика лучше, чем другой медик. Основными причинами выгорания служат, на мой взгляд, «правильное заполнение огромного количества документов, дублирование этих документов на бумажном и электронном носителе» и «слишком много часов, проведенных на работе». Вклад в эти два пункта вносит и негатив со стороны пациентов, который происходит из-за непонимания «сложных бюрократических моментов, требующих воспроизведения в определенном порядке в медицине». От этого недопонимания «невозможности нарушения определённых правил», пациенты выплескивают свои эмоции на медицинский персонал. Чтобы работа приносила удовольствие и не отнимала много времени у самого себя, есть несколько простых правил, которые мы в данной статье разберем. Эти правила не позволят появиться в вашем «нерезиновом» времени на работе дополнительных часов, но помогут уменьшить рабочую нагрузку, и, как следствие, снизить уровень стресса. А в долгосрочной перспективе это должно привести к увеличению продуктивности работы и её качества.

  1. Итак, первый пункт – необходимо завести ежедневник. Да-да, эти штуки в канцелярском магазине лежат не просто так, это огромный помощник в планировании своих профессиональных и не непрофессиональных задач. Из головы выгружаются все дела на бумагу и переносятся на соответствующие даты в ежедневнике. Раньше я сама пыталась запомнить всё, но часть дел забывала сделать (знакомая ситуация, верно), а завтра – последний срок, когда уже нужен результат решения задачи. После нескольких лет борьбы, я таки разжилась ежедневником, а в период появления смартфонов, я переместила все дела в электронную версию на телефоне. Какой же это кайф, не держать всё в голове, боясь забыть. Теперь я любую задачу стараюсь записать, чтобы вечером просмотреть задачи на следующий день и распланировать своё время. Очень экономит нервы, знаете ли. Теперь я ничего не забываю сделать, и не нахожусь в неудобной ситуации перед коллегами и пациентами в этом плане.
  2. Важно распределять задачи на дни относительно равномерно, не стараясь сразу всё успеть. Например, пациентов принять – это приоритетная задача, а вот приготовить выписку на МСЭ, заполнить ряд документов можно и завтра.
  3. Делегирование части дел! Обучайте части своих дел своих коллег: например, врач может поручить медицинской сестре вести запись на повторный прием, заносить в карту необходимые параметры, кроме непосредственного приема врача с осмотром и рекомендациями. Пусть закидают меня тапками, но каждый учился на свою должность: врач должен осматривать пациента и лечить, а часть карты или иной документации может заполнить и специалист со средним медицинским образованием или ассистент врача.
  4. Умейте говорить «нет»! Понятно, что иногда вашим коллегам требуется помощь, но если эту помощь может оказать менее занятой коллега, то необходимо учиться говорить «нет». У вас есть свои неотложные дела, а, помогая всем, вы скатитесь в уныние из-за недовольства начальства по поводу задержки в производственных делах с вашей стороны. Естественно к вопросу отказа от помощи надо подходить взвешенно, где-то действительно без вас не обойтись, но постарайтесь максимально сортировать подобные просьбы и чаще заглядывать в свой список дел. Ваша безотказность удобна окружающим: дополнительные пациенты, ворох чужих бумаг, отчетов, незапланированная смена на сегодня, так как «никто кроме Вас не сможет». Запомните, у вас тоже дела и вас тоже ждут дома. Вовремя сказанное «нет» - это не стыдно, это ваша помощь самому себе в борьбе с постоянной усталостью и неудовлетворенность своими трудами.
  5. У всех нас во время информатизации есть рабочие чаты. Конечно, там иногда появляется полезная информация, но, если чаты - это обсуждения не по вашей проблеме, «пересылка» картиночек с пожеланием «доброго утра» или выкладка документов к вашей работе не относящихся, то есть необходимость отключать уведомления на телефоне со всех мессенджеров. Для просмотра «всего» с телефона достаточно отвести определенное время и не отвлекаться на его «писк» по поводу получения шестого сообщения о ненужном совещании, где вы не заявлены участником. Если вы понадобитесь, то вам позвонят: у каждого на работе есть местный телефон, я им пользуюсь при необходимости и коллеги, помня мою загруженность и отношение к мессенджерам, знают, что в случае предельной срочности мне надо звонить по местной линии связи. И все прекрасно знают, что я отлично умею пользоваться словом «нет» в определенных ситуациях, которому училась 10 лет (смотри пункт 4).
  6. Сложные задачи (и неприятные, волнительные) решаем в первой половине дня. И не портим плохими мыслями весь день. Постоянное продумывание диалога по трудному вопросу не должно изматывать вас постоянным проигрыванием ситуации у вас в голове.
  7. Немаловажным является доброжелательная и уважительная обстановка на рабочем месте. Очень много зависит от отношений внутри коллектива, отношения начальства к работникам. Совет: если вы каждый день встаете с мыслью, что вам неохота идти на работу, при подходе к зданию больницы вы испытываете поток негативных эмоций, то стоит разобраться в себе: от чего это происходит. Возможно, некоторые причины устранимы: поговорить с коллегой, найти консенсус по рабочим моментам, отказаться от переработок в пользу своего комфорта. Но если вы не видите путей решения на данном месте и продолжаете «депрессовать», то ищите другое место работы. Наша работа - это место, где мы проводим большую часть своей жизни, не побоюсь это сказать. И нет необходимости быть в подавленном настроении и вымотанным до предела сменами и вечно недовольным начальником. Найдите работу, которая будет приносить удовольствие. Это сложно, но возможно (в этом плюс нашей специальности – мы нужны везде и всегда!,очереди «за забором», которыми нас пугают - миф).
  8. И теперь, самое приятное, найдите для себя время для отдыха. Устраивайте досуг: найдите время для кино, друзей, просто прогулки после работы. Это отвлекает от рабочих проблем и дает нам ощущение, что мы не живём на работе. Занимайтесь физкультурой, пейте достаточно воды, ешьте здоровую еду, не пренебрегайте выходными днями, изучите техники аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики - вещи, которые повысят вашу стрессоустойчивость. Всегда выделяйте время на полноценный сон. Всех денег не заработаешь, а вы у себя одни, а по Федеральному закону №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 27 – граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Не пытайтесь быть лучшими всегда и во всем, чаще всего именно перфекционисты подвержены профессиональному выгоранию.

Берегите себя!

Врач-терапевт отдела организации медицинской профилактики
БУЗОО «ОЦОЗМП» Карибаева Анна Валерьевна

В статье использованы материалы:
1.Тайм-менеджмент для врача: как все успеть и найти время для себя [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ординаторская.онлайн/materials/taym-menedzhment-dlya-vracha-kak-vse-uspet-i-nayti-vremya-dlya-sebya/(Дата обращения: 09.04.2023)
2.Другие советы по медицинскому тайм-менеджменту [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:https://medicina360.ru/article/tajm-menedzhment-dlya-vrachej-kak-zabotit-sya-o-paczientax-i-ostavlyat-vremya-na-sebya(Дата обращения: 09.04.2023)
3.Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444218(Дата обращения: 09.04.2023)