Алгоритм организации рабочего времени для уменьшения возможности профессионального выгорания медицинского работника
Для того, чтобы попробовать организовать рабочее время медика, нужно помнить, что в первую очередь, медик – это больше, чем профессия, это образ жизни. Когда-то подруга, имеющая диагноз сахарного диабета 1 типа сокрушалась, когда ей доктор сказал, что надо воспринимать его не как диагноз, а как образ жизни. Прошли года, и теперь я смело могу сказать, что то же самое применимо к моей профессии. Я нисколько не умоляю тяжесть других профессий, но у многих моих знакомых нормированное рабочее время, а потом они идут по своим делам или домой к семье, в то время как у медика постоянный цейтнот, пациенты бывают разные, случаи уникальные, ответственность огромная, великая доля многозадачности, постоянного переключения с одной работы на другую (принимаешь пациента, а тут срочно надо анализы другого пациента посмотреть, неотложную помощь оказать, на консилиум сходить, интересный вебинар по НМО посмотреть и т.д.), что под конец дня у многих голова кругом, но надо ещё кучу документации заполнить, что отнимет достаточно времени, моргнул…. а уже и вечер, рабочее время давно прошло, а ты ещё не дома. В общем, медик – это человек на работе, у которой нормирование рабочего времени зачастую только на бумаге (приходиться брать часть бумажной работы домой и делать в свободное «от работы» время), личная и семейная жизнь на втором плане и постоянный синдром хронической усталости. От этого становиться грустно. К сожалению, уже давно в жизни воспринимается как норма, когда медик безгранично жертвует своим временем в пользу пациентов (особенно это актуально в сельской местности, где в поселении есть одна медсестра или фельдшер). Но такой режим рано или поздно приводит к профессиональному выгоранию и, как следствие, к физическому и эмоциональному истощению человека, что увеличивает процент возможных профессиональных ошибок. Профессиональное выгорание остается серьезной проблемой медицины, а перегрузка на работе является основной причиной выгорания медиков. Ситуация для многих знакомая и вызывающая горькую улыбку. Никто не поймет медика лучше, чем другой медик. Основными причинами выгорания служат, на мой взгляд, «правильное заполнение огромного количества документов, дублирование этих документов на бумажном и электронном носителе» и «слишком много часов, проведенных на работе». Вклад в эти два пункта вносит и негатив со стороны пациентов, который происходит из-за непонимания «сложных бюрократических моментов, требующих воспроизведения в определенном порядке в медицине». От этого недопонимания «невозможности нарушения определённых правил», пациенты выплескивают свои эмоции на медицинский персонал. Чтобы работа приносила удовольствие и не отнимала много времени у самого себя, есть несколько простых правил, которые мы в данной статье разберем. Эти правила не позволят появиться в вашем «нерезиновом» времени на работе дополнительных часов, но помогут уменьшить рабочую нагрузку, и, как следствие, снизить уровень стресса. А в долгосрочной перспективе это должно привести к увеличению продуктивности работы и её качества.
- Итак, первый пункт – необходимо завести ежедневник. Да-да, эти штуки в канцелярском магазине лежат не просто так, это огромный помощник в планировании своих профессиональных и не непрофессиональных задач. Из головы выгружаются все дела на бумагу и переносятся на соответствующие даты в ежедневнике. Раньше я сама пыталась запомнить всё, но часть дел забывала сделать (знакомая ситуация, верно), а завтра – последний срок, когда уже нужен результат решения задачи. После нескольких лет борьбы, я таки разжилась ежедневником, а в период появления смартфонов, я переместила все дела в электронную версию на телефоне. Какой же это кайф, не держать всё в голове, боясь забыть. Теперь я любую задачу стараюсь записать, чтобы вечером просмотреть задачи на следующий день и распланировать своё время. Очень экономит нервы, знаете ли. Теперь я ничего не забываю сделать, и не нахожусь в неудобной ситуации перед коллегами и пациентами в этом плане.
- Важно распределять задачи на дни относительно равномерно, не стараясь сразу всё успеть. Например, пациентов принять – это приоритетная задача, а вот приготовить выписку на МСЭ, заполнить ряд документов можно и завтра.
- Делегирование части дел! Обучайте части своих дел своих коллег: например, врач может поручить медицинской сестре вести запись на повторный прием, заносить в карту необходимые параметры, кроме непосредственного приема врача с осмотром и рекомендациями. Пусть закидают меня тапками, но каждый учился на свою должность: врач должен осматривать пациента и лечить, а часть карты или иной документации может заполнить и специалист со средним медицинским образованием или ассистент врача.
- Умейте говорить «нет»! Понятно, что иногда вашим коллегам требуется помощь, но если эту помощь может оказать менее занятой коллега, то необходимо учиться говорить «нет». У вас есть свои неотложные дела, а, помогая всем, вы скатитесь в уныние из-за недовольства начальства по поводу задержки в производственных делах с вашей стороны. Естественно к вопросу отказа от помощи надо подходить взвешенно, где-то действительно без вас не обойтись, но постарайтесь максимально сортировать подобные просьбы и чаще заглядывать в свой список дел. Ваша безотказность удобна окружающим: дополнительные пациенты, ворох чужих бумаг, отчетов, незапланированная смена на сегодня, так как «никто кроме Вас не сможет». Запомните, у вас тоже дела и вас тоже ждут дома. Вовремя сказанное «нет» - это не стыдно, это ваша помощь самому себе в борьбе с постоянной усталостью и неудовлетворенность своими трудами.
- У всех нас во время информатизации есть рабочие чаты. Конечно, там иногда появляется полезная информация, но, если чаты - это обсуждения не по вашей проблеме, «пересылка» картиночек с пожеланием «доброго утра» или выкладка документов к вашей работе не относящихся, то есть необходимость отключать уведомления на телефоне со всех мессенджеров. Для просмотра «всего» с телефона достаточно отвести определенное время и не отвлекаться на его «писк» по поводу получения шестого сообщения о ненужном совещании, где вы не заявлены участником. Если вы понадобитесь, то вам позвонят: у каждого на работе есть местный телефон, я им пользуюсь при необходимости и коллеги, помня мою загруженность и отношение к мессенджерам, знают, что в случае предельной срочности мне надо звонить по местной линии связи. И все прекрасно знают, что я отлично умею пользоваться словом «нет» в определенных ситуациях, которому училась 10 лет (смотри пункт 4).
- Сложные задачи (и неприятные, волнительные) решаем в первой половине дня. И не портим плохими мыслями весь день. Постоянное продумывание диалога по трудному вопросу не должно изматывать вас постоянным проигрыванием ситуации у вас в голове.
- Немаловажным является доброжелательная и уважительная обстановка на рабочем месте. Очень много зависит от отношений внутри коллектива, отношения начальства к работникам. Совет: если вы каждый день встаете с мыслью, что вам неохота идти на работу, при подходе к зданию больницы вы испытываете поток негативных эмоций, то стоит разобраться в себе: от чего это происходит. Возможно, некоторые причины устранимы: поговорить с коллегой, найти консенсус по рабочим моментам, отказаться от переработок в пользу своего комфорта. Но если вы не видите путей решения на данном месте и продолжаете «депрессовать», то ищите другое место работы. Наша работа - это место, где мы проводим большую часть своей жизни, не побоюсь это сказать. И нет необходимости быть в подавленном настроении и вымотанным до предела сменами и вечно недовольным начальником. Найдите работу, которая будет приносить удовольствие. Это сложно, но возможно (в этом плюс нашей специальности – мы нужны везде и всегда!,очереди «за забором», которыми нас пугают - миф).
- И теперь, самое приятное, найдите для себя время для отдыха. Устраивайте досуг: найдите время для кино, друзей, просто прогулки после работы. Это отвлекает от рабочих проблем и дает нам ощущение, что мы не живём на работе. Занимайтесь физкультурой, пейте достаточно воды, ешьте здоровую еду, не пренебрегайте выходными днями, изучите техники аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики - вещи, которые повысят вашу стрессоустойчивость. Всегда выделяйте время на полноценный сон. Всех денег не заработаешь, а вы у себя одни, а по Федеральному закону №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 27 – граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Не пытайтесь быть лучшими всегда и во всем, чаще всего именно перфекционисты подвержены профессиональному выгоранию.
Берегите себя!
Врач-терапевт отдела организации медицинской профилактики
БУЗОО «ОЦОЗМП» Карибаева Анна Валерьевна
В статье использованы материалы:
1.Тайм-менеджмент для врача: как все успеть и найти время для себя [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ординаторская.онлайн/materials/taym-menedzhment-dlya-vracha-kak-vse-uspet-i-nayti-vremya-dlya-sebya/(Дата обращения: 09.04.2023)
2.Другие советы по медицинскому тайм-менеджменту [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:https://medicina360.ru/article/tajm-menedzhment-dlya-vrachej-kak-zabotit-sya-o-paczientax-i-ostavlyat-vremya-na-sebya(Дата обращения: 09.04.2023)
3.Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444218(Дата обращения: 09.04.2023)