Подвижные игры – возможность быть физически активными
Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения является одной из приоритетных задач настоящего времени. При этом особое внимание уделяется факторам риска, оказывающим воздействие на состояние здоровья, как физического, так и психического.
Согласно сведениям о распространенности факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний низкая физическая активность занимает второе место. Так, наибольший удельный вес от суммы всех выявленных факторов риска в 2021 году приходился на долю лиц с установленным фактором риска «нерациональное питание» (21,7%), далее с фактором риска «низкая физическая активность» (17,6%) и «избыточная масса тела» (11,1%)[1].
По данным опроса, проведенного в 2021 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян занимаются спортом или физкультурой (56%). Выше доля спортсменов среди молодежи 18-24 лет (71%), но и среди представителей пожилого возраста занимается каждый второй (50% среди группы 60+). Не уделяет внимание занятиям спортом или физическими упражнениями 43% россиян, ссылаясь на нехватку времени (32% опрошенных) и ограничения по здоровью (19%). Имеют значение и такие аспекты, как лень и отсутствие желания, физический труд и достаточно активный образ жизни, пенсионный возраст (по 9% соответственно).
Основная цель тренировок для россиян, которые занимаются спортом, это поддержка и укрепление здоровья (63%). Чаще об этом сообщали граждане в возрасте 60+ лет (80%). Используют физические занятия и как способ улучшить настроение (12% опрошенных), а также для снятия усталости и поддержки работоспособности (8%). Чаще россияне занимаются спортом на улице, на природе (52%), дома (39%), посещают фитнес-центры и тренажерные залы 31% опрошенных[2].
Как видно, первостепенную роль играет желание заниматься физкультурой для укрепления здоровья. Вместе с тем, далеко не каждый человек задумывается о необходимости сохранения своего здоровья и работоспособности за счет физических нагрузок. Многие россияне предпочитают занятия спортом на свежем воздухе и используют физические упражнения для поднятия настроения. В этой связи одним и эффективных средств повышения физической активности может быть целенаправленное использование подвижных, в том числе, спортивных игр.
Известно, что систематическая физическая активность человека – один из ключевых аспектов здорового образа жизни и основа его успешной жизнедеятельности. Стремление быть физически активным определяется стабильностью мотивов, интересов и потребностей, а также факторами эмоционального порядка. В этом смысле подвижные и спортивные игры представляются наиболее предпочтительной сферой физической культуры и массового спорта. По данным исследований основными мотивами, среди тех, кто занимается физкультурой, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий и общение[3]. Все перечисленное выше характерно для подвижных и спортивных игр.
Какие игры следует отнести к подвижным, чем они отличаются от спортивных, и какова их роль в укреплении здоровья?
Игры как вид физических упражнений делятся на подвижные и спортивные. Спортивные игры, по существу, также относятся к подвижным, потому что они связаны с быстро развивающимися действиями, с усиленной деятельностью играющих. Объединяет их наличие сильных эмоций. Однако спортивные игры выделены в особую группу, как более сложные и требующие от играющих тренировки и специализации. И в подвижных, и в спортивных играх для игроков устанавливаются определенные правила, общим для обеих групп игр нужно считать также соревнования играющих, выраженные в той или иной степени. Подвижные игры используются для общей физической подготовки, а спортивные направлены на углубленную специальную подготовку, ведущую к высоким спортивным достижениям.
Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Подвижные игры включают все основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.), развивают физические качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость), и поэтому на протяжении многих веков народные подвижные игры служили главным средством физического воспитания подрастающего поколения. Ярко выраженная в подвижных играх активность различных анализаторов создает благоприятные условия для тренировки функций коры головного мозга, увеличения подвижности нервных процессов. При правильной организации подвижных игр, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности занимающихся, они оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность организма. [4] Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции [5].
Подвижные игры – это хороший активный отдых после длительной умственной деятельности. Они способствуют развитию таких физических качеств как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость. Их соревновательный характер помогает активизировать действия игроков, вызвать проявление решительности и упорства для достижения цели.
Подвижных игр достаточно много, их можно подобрать как для детей разного возраста (дошкольников, младших школьников, подростков), так и для взрослых. В игровой процесс с удовольствием включаются также лица пожилого возраста. Многим знакомы игры «Белые медведи», «Совушка» «Гуси-лебеди», «Русская лапта», «Городки», «Казаки-разбойники», «Ручеек» и другие, большинство из которых подходят для всей семьи. Главное – следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными, в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Однако недопустимо доводить игроков до переутомления. Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему. Для этого необходимо оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, выбирать игру так, чтобы она вызывала положительные эмоции.
Если кто-то еще сомневается в пользе подвижных игр, испытывает отсутствие желания или ссылается на собственную лень заниматься физкультурой, достаточно выделить в день 20-40 минут для игр со своими детьми на свежем воздухе и понаблюдать за самочувствием и настроением. Организуя подвижные игры для детей, родители, дедушки и бабушки тем самым формируют у них привычку быть физически активными и, одновременно, повышают собственную физическую активность, и это на фоне положительных эмоций. Не стоит забывать о подвижных играх на природе в компании взрослых, ведь это полезное и насыщенное положительными эмоциями времяпровождение. Все, что предварительно надо сделать – выбрать подходящие игры из сборников, их сейчас достаточно в интернет-источниках и познакомить потенциальных участников с правилами[6]. К сожалению, в настоящее время считается редкостью увидеть детей, играющих в подвижные или спортивные игры во дворе. В большинстве случаев не потому, что им не интересно, а потому, что они не знают игр, их не научили, и просто не сформирована привычка быть физически активным, а значит здоровым, Это базовая привычка, которую могут сформировать родители и которая так необходима для общего развития, и формируется она с раннего возраста.
Массовое восприятие физического воспитания сегодня крайне искажено. Как правило, оно ограничивается прогулками ребенка в детском саду (причем исключительно в хорошую погоду), несколькими физкультминутками на занятиях и дорогой из детсада домой. Многие к подобному привыкли и считают это нормой. Так сложилось, что к занятиям, скажем, английским языком у родителей более серьезное отношение, чем к регулярным активным прогулкам на свежем воздухе, походам в бассейн и командным играм во дворе. А ведь физических нагрузок, полученных в детском саду, детскому организму катастрофически не хватает. Если ребенок не будет заниматься дома, то это грозит не только плохим физическим развитием, но и снижением иммунитета, частыми простудными заболеваниями, проблемами с весом и даже нарушениями работы внутренних органов. За недостаточным физическим развитием детей, как правило, скрывается родительская лень. И пусть многие оправдывают все недостатком средств (якобы посещение спортивной секции требует немалых денег), на самом деле ребенок с удовольствием может поиграть в подвижные игры с родителями, бабушками и дедушками. Это касается также детей младшего школьного возраста и подростков. Для подобных физических нагрузок можно даже выбрать специальный день, так называемый день здоровья, пригласить друзей своего ребенка и вместе с ними целый день провести в играх[7].
Подвижные игры - это замечательная возможность быть физически активными и формировать здоровые привычки у подрастающего поколения.
Ведущий аналитик отдела разработки, реализации и мониторинга программ общественного здоровья, Елена Евгеньевна Паустьян
[1] Анализ формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (форма № 131) на 01.12.2021 г.
[2] Спортивная Россия.
URL:// https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija (дата обращения 08.08.2022)
[3] Григорович С.И., Птушкин А.С. Рекомендации по развитию мотивации к занятиям физической культурой// Международный научно-исследовательский журнал № 11 (101) Часть 3 Ноябрь.-2020.
URL:// https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.092 (дата обращения 08.08.2022)
[4] Кремнева В.Н., Синякова С.И. Подвижные игры как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 01.08.2022)
[5] Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — C.10.
[6] Чернякова С.Н., Иванова С.В. Подвижные и спортивные игры во дворе: учебно-методическое пособие / С.Н. Чернякова, С.В. Иванова. – Тюмень, 2013. – 72с.; Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.; Сборник «Игры народов СССР» - М.: Физкультура и спорт, 1985 – 269 с.
[7]По материалам: Уроки физкультуры для дошкольников.
URL:// https://www.takzdorovo.ru/deti/doshkolniki-i-mladshie-klassy/yroki-fizkylturi-dlia-doshkolnikov/
(дата обращения 03.08.2022)