Профиль стресса в подростковом возрасте
Нeгaтивныe accoциaции cвязaны co cлoвoм «cтpecc». Однако, Ганс Селье писал и о его стимулирующем, творческом влиянии. Но адаптационные возможности человека ограничены и стрессовые воздействия, превышая их, приводят к ухудшению самочувствия и возникновению заболеваний.Подростки, они как «лиман» – уже не река, но еще не море. Их психика гораздо восприимчивее и чувствительнее к новым, необычным жизненным ситуациям, а адаптационные возможности еще не так хорошо развиты, как у взрослых, поэтому и риск развития стрессовых расстройств у подростков выше, чем у взрослых.
Известно, что одной из основных черт каждого подростка является его эмоциональность. Подростки очень живо реагируют на любые изменения в его окружении. Причин формирования стресса у подростков много, это и курение, алкоголизация, наркотичесикие вещества, отношения в малых группах, любовные переживания. Но хотелось бы коснуться темы злоупотребления гаджетами и COVID-19.
Современные подростки часами контактируют с мобильными устройствами. Они не могут себе представить и дня, чтобы не прибегнуть к их помощи – это музыка, игры, виртуальное общение, поиск ответов на интересующие вопросы на страницах интернета.
Российскими учеными проведено исследование по оценке влияния мобильных телефонов и смартфонов у 1161 школьника старших классов. Преимуществом исследования явилось наличие контрольной группы школьников (370 человек), которые в течение года телефоном не пользовались. Результаты исследования активных пользователей гаджетов в сравнении с контрольной группой показали наличие выраженной утомляемости у 40%, снижение умственной и физической работоспособности – у 50,7%, снижение концентрации внимания, смысловой памяти, а также наличие тревожности и реакции раздражения на световые и звуковые сигналы – у 85% подростков. Выявленные изменения показали негативное влияние злоупотребления гаджетами на организм подростка, способствуя формированию стресса и астенизации.
Одной из причин формирования стресса является новая коронавирусная инфекция СOVID-19. Пандемия СOVID-19 затронула психоэмоциональную сферу лиц различного возраста, в том числе детей и подростков. Страх перед инфекцией, создающий нервозную напряженную обстановку в семье, изоляция, длительное дистанционное обучение, даже возобновление занятий в школе, но с соблюдением целого ряда ограничений – это те факторы, которые формируют стресс у подростка, особенно если исходно имела место эмоциональная лабильность и неблагоприятный «климат в семье».«Сигналами» стресса у подростка являются изменения в психике (тревожность, страх, трудность принятия решений, затруднение концентрации внимания, ухудшение памяти), эмоциях (беспокойство, плаксивость, ощущение бессилия, частые перемены в настроении, раздражимость, страх одиночества, негативное мышление, склонность к депрессивному состоянию), поведении (отсутствие или повышение аппетита, негативное отношение к окружающим, приступы злости, появление вредных привычек, таких как курение, алкоголь, наркотики) и признаки нарушений со стороны внутренних органов (повышение давления, увеличение или снижение массы тела, боли в животе, частые ОРЗ).Да, стресс является спутником нашего времени. Его причины и у подростков многообразны: шквал информации, пандемия, гаджеты, военные конфликты, неблагоприятный «климат в семье», отсутствие принятия в значимых для него группах и многое другое. В то же время, подросток хочет видеть в родителях, педагогах помощь и поддержку, а не еще больший прессинг для усугубления развивающегося стресса. Будем внимательны к окружающим нас подросткам! Поможем создать из стрессовых ситуаций, адекватных адаптационным возможностям подростков, благодатную почву для их развития и творчества!
Моисеева Марина Викторовна
к.м.н., доцент кафедры поликлинической терапии
и внутренних болезней ОмГМУ