Табак – наш общий враг
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), употребление табака является эпидемией и одной из наиболее серьёзных угроз для здоровья населения – от последствий употребления табачной продукции в мире ежегодно умирает более 8 миллионов человек [1]. Актуальна проблема табакокурения и для Омской области – в 2021 году, на 100 тысяч человек приходилось 9234,94 случаев выявления фактора риска «курение табака» при прохождении диспансеризации и периодических медицинских осмотров. Табачная продукция наносит вред не только тем, кто её употребляет, но и окружающим людям – от пассивного курения ежегодно умирает 1,2 миллиона человек во всём мире. Профилактика табакокурения необходима для сохранения здоровья населения, а её мероприятия включают в себя социальные, культурные и экономические решения.
На текущий момент, в России действует Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу. Она разработана в соответствии со статьёй 5 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака [2] и определяет цели, задачи, основные направления и принципы государственной политики Российской Федерации в области противодействия потреблению и распространению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции [3]. Основными направлениями решения задач Концепции являются: сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения, сокращение предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения, совершенствование медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции [4].
Одним из самых значимых по эффективности решений в вопросах стало введение запрета на курение в общественных местах. Запрет осуществляется в рамках федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», вступившего в силу 1 июня 2013 года. Вступившие в силу с 1 июня 2014 года нормы второй части закона полностью запретили курение в кафе и ресторанах [5].
Ещё одним инструментом эффективной антитабачной политики считается повышение налогов и цен на табачную продукцию, так как стоимость табака напрямую влияет на решение граждан начинать или бросать курить. В 2021 году, в федеральном законе №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» у табака появилась единая минимальная цена, составившая 108 рублей [6]. С 1 января 2022 года эта сумма поднялась до 112 рублей [7].
Помимо установки минимальной цены и ограничения мест для курения, вклад в профилактику табакокурения вносят изображения на пачках сигарет и запрет на рекламу табачных изделий. Статья 10 Главы 2 «Требования к табачной продукции» федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" установило набор обязательных предупредительных надписей и изображений заболеваний, сопутствующих употреблению табачной продукции на пачке сигарет, площадь, которую изображения и надписи занимают на пачке. 30 % одной большой стороны занимает надпись «Курение убивает», 50 % другой — надпись о последствиях курения [8]. По данным сравнений результатов Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) в России в 2009 и 2016 годах, число курильщиков, задумывающихся бросить благодаря предупредительным надписям, выросло более чем на 4% [9]. Запрет на рекламу табачных изделий определяется пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и включает в себя запрет на рекламу «табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов» [10]. Одновременно с этим, в пункте 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» устанавливается запрет на демонстрацию процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции [11].
Важным элементом профилактики табакокурения является информирование населения о вреде употребления табака. В этом направлении работает статья 15 «Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции и вредном воздействии окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции» федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Информирование населения о вреде табакокурения происходит путём размещения информации в Интернете, предоставления информации на «горячих линиях», а также силами местного самоуправления, в том числе – путём проведения инфокампаний [12]. Информацию о вреде табачной продукции можно увидеть на баннерах и видеоэкранах города, в транспорте транслируются короткие тематические аудиосообщения, а в учреждениях здравоохранения демонстрируются соответствующие плакаты. Аналогично, антитабачную информацию размещают на сайтах и в социальных сетях местные учреждения здравоохранения.
Популяризация здорового образа жизни также важна в вопросах профилактики табакокурения. Для взрослого населения, она выражается в создании доступной среды для ведения активного здорового образа жизни – постройке спортплощадок, организации парков и скверов, пропаганде занятий спортом, пропаганде рационального питания, формирования ответственного отношения к своему здоровью, разработке и реализации на рабочих местах корпоративных программ укрепления здоровья работников, направленных на противодействие употреблению табака, на повышение приверженности ЗОЖ [13], доказавших свою эффективность во многих регионах России [14].
Профилактика табакокурения – сложный многоуровневый процесс. Государство проводит работу по информированию населения о вреде курения, повышает цены на сигареты и делает их упаковки непривлекательными, ограничивает места продажи и демонстрацию табачной продукции, стимулирует работодателей к профилактике курения на рабочих местах. Вышеперечисленные меры показывают свою эффективность – по словам заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Олега Олеговича Салагая, в 2019 году, с начала реализации антитабачной концепции, количество курильщиков в стране дошло до 30%, что на 21% ниже, чем до начала реализации антитабачной концепции [15]. В 2021 году, Минздрав России был удостоен награды ВОЗ за вклад в борьбу с табакокурением [16], так как предпринимаемые меры серьёзно повлияли на распространенность потребления табака среди взрослых – к 2020 году этот показатель снизился до 25% [17].
Будьте здоровы!
Материал подготовил специалист БУЗОО «ОЦОЗМП» Плотников А.А.