Родителям о когнитивных нарушениях у детей
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Родителям о когнитивных нарушениях у детей

 Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они  проявляются в снижениях и нарушениях речи, функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.

В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины их проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.

  • При лёгком когнитивном нарушении проявления будут  незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
  • При умеренном когнитивном нарушении проявляются ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
  • При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений. Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.

Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения:

  • органические  – к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести  необратимую форму;
  • функциональные – проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
  • нейрокогнитивные  – нарушения свойственны для органических психических расстройств.

Признаки когнитивных расстройств у детей  могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.

Но на что же обратить внимание родителям? Обратите внимание на:

– задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения  – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.;

– слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр.);

– недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр.);

– развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;

– ориентирование ребёнка в пространстве (понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

– связанность изложения своих мыслей;

– понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.

Таким образом, если вы заметили некие особенности в поведении и развитии своего ребёнка – обратитесь к специалистам. Они помогут провести диагностику и при необходимости назначить лечение или определить корректирующие упражнения.  Покажите ребёнка неврологу, и доктор назначит необходимые для диагностики исследования.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

- учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память;

- развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций;

- пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи;

- составляйте рассказы по картинкам;

- находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость;

- считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств;

- играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию;

- собирайте пазлы;

- составляете последовательности (например, собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления);

- с маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.

- тренируйте когнитивные способности ребёнка с помощью игр для когнитивной стимуляции и персональной когнитивной тренировки.

(Из открытых интернет-источников)

Материал подготовила специалист БУЗОО «ОЦМП» Р. А. Пуцарь