Цифровая образовательная среда. Что нужно знать родителю
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Цифровая образовательная среда. Что нужно знать родителю

Многие родители до сих пор находятся под впечатлением дистанционной подготовки школьников в период распространения новой коронавирусной инфекции. Накануне нового учебного года и возможных повторов подобной ситуации попробуем разобраться с родителями в определенных тонкостях онлайн-обучения в домашних условиях.

За последние годы резко возросла информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения, что внесло свой вклад в ухудшение состояния здоровья детей. По данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России–НМИЦ здоровья детей, у школьников от 1-го к 11-му классу наблюдается рост на 14,7% распространенности функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, на 52,8% – хронических заболеваний, более 62% выпускников школ имеют нарушения зрения.

В июне 2020 года НМИЦ здоровья детей подготовил руководство по гигиеническим нормативам и специальным требованиям к устройству, содержанию и режимам работы в условия цифровой образовательной среды. По сути это рекомендации  по использованию цифровых технологий в образовательных целях для организаторов образования, педагогов, производителей электронных средств обучения,  в том числе и для родителей, бабушек, дедушек – всех, кто помогает детям учиться в домашних условиях при временном ограничении посещения учебных заведений. В основу документа положены данные научных исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых технологий под эгидой отделений медицинских наук РАН, использованы рекомендации ВОЗ и лучшие мировые практики по гигиене цифровой образовательной среды для детей.

Как это часто бывает, ученые-исследователи озвучили факты, дали полезные рекомендации, а выводы на их основе может сделать каждый родитель и может постараться обеспечить минимизацию рисков для здоровья своего ребенка. Ниже приведу ключевые положения из рекомендаций.

Эксперты говорят, что в режиме онлайн-обучения следует использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет, при использовании системы беспроводной передачи данных расположение точки WiFi должно быть на расстоянии не менее 5 метров от рабочего места обучающегося!

Если ребенок использует ноутбук, его следует размещать только на твердой ровной поверхности. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа. А если ноутбук используется детьми начальных классов, необходимо предусмотреть дополнительную клавиатуру. Кстати, гигиенисты склоняются к мнению, что для всех возрастных групп для поиска информации и чтения не допускается использование смартфонов! Смартфон для школьника – исключительно средство связи.

Еще один важный аспект – рабочее место. Во-первых, учитываем соответствие мебели росту ребенка. Во-вторых, при работе необходимо не только естественное (дневной свет) и общее искусственное освещение (свет от люстр, комнатных светильников), но и местное на рабочем столе. Причем, местный источник света должен располагаться сбоку от компьютера или ноутбука, чтобы избежать бликов на поверхности экрана, а достаточная освещенность на рабочем месте может быть обеспечена лампой мощностью не менее 60 Вт.

Теперь остановимся еще на важных, с гигиенической точки зрения, моментах: необходимая зрительная дистанция до монитора должна быть не менее 50 см. Если в процессе обучения возникает необходимость пользоваться наушниками, следует ограничить их непрерывное применение не более часа (для детей всех возрастных групп!), причем оптимальный уровень громкости должен составлять 60% от максимально возможного. В случае если по какой-то причине приостановлено использование компьютера, последний надо обязательно выключать или перевести в «спящий» режим, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения ребенка.

При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта (особенно это актуально в период распространения коронавирусной инфекции).

Традиционно, перед началом занятий и каждый час работы,  помещение, в котором проводятся занятия, следует проветривать (не менее 15 минут) с учетом погодно-климатических условий, но помнить, что в присутствии детей следует избегать сквозняков.

При работе за компьютером, ноутбуком ребенок устает, поэтому для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, для снятия напряжения с мышц шеи, плечевого пояса, туловища во время и между занятиями делаем активные перерывы. Существуют разработанные комплексы упражнений с учетом преобладающих учебных нагрузок и состояния обучающихся. Родителям достаточно знать, что включая в физкультминутки упражнения для глаз, для мышц шеи, рук, туловища, можно профилактировать многие виды утомления и сохранить здоровье.  Более того, если взрослые сформируют привычку в проведении физкультпауз, в дальнейшем у ребенка будет потребность в подобных активных перерывах.

В отношении подготовки домашних заданий и чтения однозначно отдаем предпочтение учебным изданиям на бумажных носителях и обычным тетрадям. Кстати, эта рекомендация касается и старшеклассников. Особое внимание обращаем на то, что необходимо минимизировать или исключить работу, при которой ребенок должен переписывать задания с экрана в тетрадь, это связано с постоянной зрительной нагрузкой, при выполнении таких заданий сложно поддерживать рациональную рабочую позу.

 И, наконец,  использование компьютеров, ноутбуков, планшетов во внеучебное время. В этой ситуации режим «взаимоотношений» с электронными устройствами  должен строиться на соотношении «один к трем» для обучающихся от 6 до 8 лет; для обучающихся 9–15 лет – «один к двум»; для обучающихся старше 15 лет – «один к одному». К примеру, «один к одному» – это значит, что  на каждые 30 мин. работы у ребенка должно приходиться 30 мин. отдыха.

 Эти рекомендации могут использоваться родителями как при онлайн-обучении детей, так и в повседневной жизни. Соблюдая гигиенические требования к оборудованию, рабочему месту, режиму учебы и отдыха детей при обучении с использованием компьютерной техники можно снизить риски для здоровья ребенка.

В. Е. Кухта,
заведующий отделом межведомственных связей
и комплексных программ профилактики БУЗОО «ОЦМП»