Дорого болеть!
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Дорого болеть!

 

 Расходы бюджета на здравоохранение составляют сейчас около 2,6 триллиона рублей. В России необходимо создать единую базу данных, которая позволяет отслеживать, прошел ли гражданин диспансеризацию или ежегодное профилактическое обследование. Это стало бы одним из элементов формирования массовой культуры профилактической медицины, подчеркивают медики, опрошенные "Российской газетой".

Сколько стоит диабет?

Для начала мы решили выяснить, во сколько обходятся государству (ориентировочный тариф ОМС) профилактические процедуры для выявления тяжких заболеваний и их лечение в запущенных случаях. Первый визит к заведующему хирургическим торакальным отделением "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России Евгению Левченко. Флюорография грудной клетки - 150-250 рублей, перечисляет он, рентген - 300-400, если закралось подозрение, уточнить диагноз на компьютерном томографе - 1200 рублей. Итого: 1650-1850 рублей. Это профилактика. Это чтобы на ранней стадии поймать одно из самых распространенных и смертельно опасных злокачественных новообразований среди всех онкологических заболеваний - рак легкого. Совсем другие цифры для бюджета при лечении рака легкого, в зависимости от стадии, на которой было диагностировано заболевание: I-II стадии - 75 тысяч рублей, III-IV стадии - 650 тысяч рублей. Лечение гипертонии, диабета на фоне ожирения - тоже затратный процесс. При этом болезнь прогрессирует, и с каждым годом лечить ее все дороже. "Средняя годовая цена комбинированного лечения гипертонической болезни - 6816 рублей, с учетом добавления в схему лечения специальных лекарств для снижения холестерина - статинов - 15 252 рубля", - рассказывает заведующий хирургическим отделением Самарской областной клинической больницы Борис Цветков. Почти такая же сумма - 15 390 руб. - уйдет на лечение тяжелого сахарного диабета, требующего инсулинотерапии. Свой вклад в "удорожание" болезни вносит еще ряд лекарств - нитраты (1693,2 рубля в год), диуретики (2376 рублей) и антиаритмические препараты (3468 рублей).

А осложнения гипертонии - инфаркт и инсульт - уже требуют госпитализации и дополнительных затрат на лечение и реабилитацию.

Если до 30 лет выявлять факторы риска, то хроническое течение болезни и осложнения можно снизить в два раза

Однако своевременная бесплатная высокотехнологичная операция по показаниям против ожирения (сейчас она платная и стоит от 160 до 240 тысяч рублей) окупается через 2-3 года. При этом такие пациенты практически полностью излечиваются от большинства смертельно опасных сопутствующих заболеваний. Доступными эти операции можно сделать, включив их в программу обязательного медицинского страхования или ВМП (высокотехнологические виды помощи).

Еще один пример "Российской газеты" привел директор департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филимонов. В статистике смертности от злокачественных опухолей рак кишечника занимает второе место после рака легких. Вовремя сделанные процедуры при раннем обнаружении проблемы могут спасти пациенту жизнь без потери ее качества. А если говорить об экономике, можно значительно удешевить бюджет такого лечения.

"Он ограничивается затратами на эндоскопическую операцию с пребыванием в стационаре менее одной недели, - поясняет Филимонов. - На I стадии цена лечения составляет 50 тысяч рублей, причем с перспективой выздоровления. Ведь до 80 процентов случаев опухолей "произрастает" из полипов - доброкачественных новообразований. С момента выявления и удаления полипа толстой кишки до развития опухоли, как правило, проходит 5-10 лет. Один запущенный случай обходится государству, при относительно невысокой эффективности, выше миллиона рублей".

Экономический диагноз

Так сколько может экономить бюджет в условиях обязательной диспансеризации населения и первичной профилактики болезней?

За ответами на эти вопросы мы отправились к руководителю научной лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России, профессору Мехману Мамедову.

Мехман Ниязович, так сколько бюджетных денег сохранит нам диспансеризация?

Мехман Мамедов: До 35 процентов. В год это примерно 650 миллиардов рублей. Сегодня расходы бюджета на здравоохранение в среднем составляют 3,5 процента от ВВП, то есть около 2,6 триллиона рублей.

Чем же первичная профилактика отличается от диспансеризации?

Мехман Мамедов: Диспансеризация - это обследование граждан по стандартной программе на предмет оценки состояния здоровья, выявления заболеваний и факторов их риска.

Первичная профилактика - комплекс мер по коррекции обнаруженных рисков до клинического проявления тех или иных заболеваний.

В советские времена на предприятиях в обязательном порядке, в определенном возрасте, люди регулярно проходили комплексное медицинское обследование - анализы, электрокардиограмму, рентген и т.д. Это позволяло вовремя "вылавливать" начальные формы заболеваний. Затем пациентов ставили на учет специалисты, приглашали на дальнейшее обследование.

В развитых странах Запада и США первичная профилактика как экономически незатратный метод сохранения здоровья населения имеет сегодня огромное значение. Американцы и европейцы посчитали, что проводить ее в три раза дешевле, чем лечить запущенный сахарный диабет 2 типа, онкологию, гипертонию. И эту мысль государства методично пропагандируют среди своего населения.

А что нам мешает?

Мехман Мамедов: Доверие населения как к диспансеризации, так и к первичной профилактике низкое. Только когда людям становится плохо, они идут к врачам.

Есть и другие проблемы. Федеральная программа "Диспансеризация" исполняется с препятствиями. Каждый десятый гражданин в 2013 году во время ее прохождения имел затруднения с работодателями. Треть работающих (30,2 процента) старались пройти обследования во внерабочее время, тогда как поликлиники к этому просто не были готовы.

Опрос также показал, что для завершения полного обследования большинству пришлось посетить поликлинику дважды, а трети пациентов - трижды, более трех раз посетили поликлинику 8,8 процента граждан.

Между тем диспансеризация позволила обнаружить втрое больше, чем при первичном обращении к врачам с жалобами, скрытых сердечно-сосудистых, эндокринных, а также заболеваний легких.

С каких лет человек должен озаботиться своим здоровьем?

Мехман Мамедов: Желательно с 20-30 лет.

Какие заболевания лучше всего поддаются профилактике?

Мехман Мамедов: В целом, она предупреждает все заболевания. Однако для здравоохранения и демографических показателей важнейшее значение имеет профилактика социально значимых сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с атеросклерозом, сахарный диабет, хронические обструктивные болезни легких, онкологические, остеопороз, артроз, артрит и другие болезни опорно-двигательной системы. Если факторы их риска выявлять до 30 лет и контролировать, можно снизить хронические болезни и осложнения в стране до 50 процентов.

И, естественно, сэкономить бюджетные деньги. Например, из бюджета минздрава на лечение осложнений только диабета уходит 13 процентов. При этом в ближайшие 10 лет в России ожидается увеличение заболеваний диабетом на 50 процентов.

Какие еще заболевания "угрожают" бюджету?

Мехман Мамедов: В первую очередь все-таки онкология, инфаркты, инсульты. Они влияют и на такие важные показатели экономики, как потеря трудоспособности, выплаты на лечение и реабилитацию, на социальную сферу, на демографию.

Чтобы предупреждать все эти болезни, надо просвещать население в этой сфере. И начинать прямо сейчас - с детского садика, в институтах, учреждениях.

Можно и частную медицину за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) привлекать.

Мехман Мамедов: Безусловно. Если найти такой механизм, который ее заинтересует. За рубежом это есть и работает.

Любой гражданин, имея свою страховку, вправе обслуживаться в частной клинике. Но пока в России базовыми, на наш взгляд, должны быть государственные поликлиники и бесплатные центры здоровья.

Что из себя представляют центры здоровья?

Мехман Мамедов: До недавних пор такой формы медицинских услуг в стране не было. Теперь любой гражданин, житель города, района, где есть Центр здоровья, вправе записаться на прием и за один раз пройти типовое обследование - кардиограмма, рост, вес, жироотложения, анализы на холестерин и сахар, состояние бронхолегочной системы, провести диагностику кровообращения, проверить зрение. На все уходит 50 минут - час.

Сколько в России таких центров и где их найти?

Мехман Мамедов: В каждом крупном городе как минимум действуют 1-2 центра здоровья, причем как для взрослых, так и для маленьких пациентов. Там, где стационарных центров здоровья нет, к людям выезжают мобильные медицинские бригады.

В Москве у Лиги здоровья нации есть свой мобильный "автобус здоровья".

А как у них?

То есть надо действовать грамотно и систематически, тогда заболеваемость и смертность населения будут снижаться.

Мехман Мамедов: Безусловно. Я недавно был на стажировке в Финляндии, акцент там сделан именно на первичную профилактику, причем ничего сверхособого нет. Результат впечатляющий: заболеваемость населения за 30 лет снизилась там на 70 процентов.

И как это у них получилось?

Мехман Мамедов: На государственном уровне 30 лет назад принят и исполняется национальный план профилактики социально значимых заболеваний. По тематике здорового образа жизни повсеместно работают волонтеры в детских садиках, в школах, на предприятиях, в техникумах, училищах, институтах. Благодаря целенаправленной агитации удалось снизить потребление животных жиров на 60 процентов, пищевой соли в три раза, без лекарственной терапии уменьшить заболеваемость и хронические болезни на 70 процентов.

Мобильные медицинские комплексы и выездные врачебные бригады для проведения диспансеризации в отдаленных регионах, расширение сети кабинетов или отделений медицинской профилактики и центров здоровья, индивидуальное и групповое консультирование населения... Все это, как показывают расчеты, позволит и в России снизить число посещений поликлиник из-за развития и обострения хронических болезней.

Также можно ожидать уменьшения числа вызовов "скорой помощи", госпитализаций, случаев инвалидности и, главное, преждевременных смертей.

Но самое трудное - заставить людей заняться своим здоровьем!

Мехман Мамедов: Да! Поэтому комплекс мер по первичной профилактике за рубежом предусматривает также демонстрацию видеосюжетов на телеканалах о таких патологиях, как инсульт и инфаркт, и социальную рекламу в метро, на транспорте, на улицах городов. В Испании, например, советы по здравоохранению ежегодно напоминают жителям городков о важности участия в программе профилактики колоректального рака, в течение нескольких недель все женщины и мужчины от 50 до 69 лет получают по домашнему адресу напоминание и комплект для забора материалов для анализов.

Если у нас начинать, то с чего?

Мехман Мамедов: Для начала каждое отраслевое министерство могло бы подготовить программу обязательной первичной профилактики работников отрасли. Мотивировать их на прохождение оценки состояния здоровья за счет бюджетов компаний и организации. Без преувеличения скажу, это в интересах предприятий - снижается число больничных листов до 45 процентов, растет производительность и качество труда.

При обязательной диспансеризации населения какой смысл контролировать работников еще и предприятиям?

Мехман Мамедов: Каждое предприятие имеет свои особенности. Есть профессиональные заболевания, вредные факторы, есть цеховые врачи, которые предметно изучают эти заболевания.

Сколько будем жить?

В некоторых развивающихся странах наблюдается тенденция к стремительному увеличению средней продолжительности жизни. В Китае это уже 75,2 года. В США -78,7 лет, в Японии - 83,1 года. На сколько можно продлить среднюю продолжительность жизни в России с учетом внедрения широких мер профилактики?

Мехман Мамедов: При скоординированности действий - до 78 лет в течение 8-10 лет вполне реально. Сейчас средняя продолжительность жизни в России 74 года.

РГ: Генетические исследования уже стали трендом, многие компании развивают бизнес в этой сфере. Может ли информация о ДНК лечь в основу профилактики и постановки точного диагноза? Дорогая ли эта услуга для отечественного здравоохранения?

Мехман Мамедов: Очень дорогая, как и все новые технологии. Но когда они переходят на массовое "производство", цена снижается. Пока этот метод профилактической диагностики оправдан для некоторых генетических заболеваний, например, семейной гиперхолестеринемии. В перспективе, сдав генетический анализ, можно не доводить болезни до осложнений - инсультов, например.

РГ: Возможно ли включить генетические исследования в программу ОМС или это все-таки прерогатива частного сектора?

Андрей Перфильев, медицинский директор частного холдинга "Атлас":

Сегодня генетический скрининг (ранняя диагностика ) новорожденных входит в программу обязательного тестирования во многих странах мира. В России подобные исследования проводятся по капле крови, которую берут из пяточки малыша и наносят на специальную тест-полоску.

Анализ позволяет выявить предрасположенности к пяти наиболее распространенным наследственным заболеваниям: муковисцидозу, фенилкетонурии, врожденному гипотиреозу, галактоземии и адреногенитальному синдрому.

Если по результатам становится понятно, что ребенок находится в группе риска, то тогда делается повторный анализ. В случае подтверждения семье рекомендуется обратиться к врачу-генетику, который может составить программу профилактики и лечения.

Практически каждый здоровый взрослый является носителем до десятка дефектных вариантов генов, которые может передать своим детям. Сейчас в программу ОМС в России входят только ретроспективные генетические тесты: то есть семья может сдать анализ только тогда, когда ребенок уже родился. А вот скрининг на носительство наследуемых мутаций пока является добровольным и не оплачивается государством. Основная причина - стоимость. Цены на комплексные генетические исследования варьируются от 20 000 до 60 000 рублей.