Военврач Нина Карчевникова
В музее госпиталя ветеранов войн хранится немало документов о работниках этого медицинского учреждения, многие из которых прошли суровыми дорогами войны. Находятся здесь документы и воспоминания врача-оториноларинголога Нины Климентьевны Карчевниковой (Иоффе).
Нина Климентьевна Карчевникова (девичья фамилия Иоффе) родилась в 1920 году, по окончании школы поступила в Симферопольский медицинский институт, и с пятого курса была призвана на фронт. Вот, что пишет она в своих воспоминаниях: «Война для меня началась так же неожиданно, как и для всех граждан нашей Родины.
Помню яркий июньский день. Воскресенье. Я – студентка Симферопольского медицинского института. На практике в г. Запорожье. Идём с подружкой беспечные, весёлые, ни о чём плохом не думаем. Вдруг видим: у тумбы с объявлениями – толпа озабоченных людей. На нас смотрят с недоумением. А потом говорят: «Война!»
Даже на нас, не знавших всех горестей, связанных с этим грозным словом, она подействовала угнетающе.
Затем начались бомбёжки, рытьё окопов. Мы вернулись в Симферополь. Нам, студенткам пятого курса, дали курс военно-полевой хирургии, а в сентябре 1941 года … призвали в армию и направили на работу в госпиталя.
Институт наш эвакуировали в Армавир. Мне повезло. К нам в госпиталь приехал главный хирург Черноморского флота, профессор Борис Александрович Петров. Многому научил он нас. Затем эвакуация из Крыма. Работа в госпитале на Кавказе».
Таким образом, молодой военврач, не успев окончить вуз, уже попала на передовую. Прошла с боями Северный Кавказ, Керчь. Сохранились её воспоминания о боях за Керченский полуостров: «В январе 1942 года мне довелось участвовать в десанте, освобождавшем Керченский полуостров. В Керчь наши войска вошли тогда так внезапно, что фашисты бежали, не успев отпраздновать Новый год, не успев скрыть следы своих преступлений.
В Керчи мы застали огромный ров, заполненный обнажёнными трупами женщин, детей, стариков. За что их убили? У кого поднялась рука на невинных людей?
Этот ров до сих пор стоит у меня перед глазами».
В ноябре 1942 года Нина Иоффе была ранена, отправлена в Омск на лечение, после восстановления вернулась в строй в состав 140-й стрелковой Сибирской Новгород-Северской дивизии. С февраля 1943 года она была уже командиром приёмно-сортировочного взвода. Ей, молодой девчонке, приходилось принимать решение, каких раненых отправлять в тыл, а каких лечить на месте или срочно оперировать. С легендарной дивизией прошла путь от Ельца до Праги, где и встретила Победу. Очень многим бойцам она спасла жизни и здоровье, участвуя в таких кровопролитных наступательных операциях, как Курская, Черниговско-Припятская, Гомельско-Речицкая, Львовско-Сандомирская и других. За свой боевой путь была награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейными медалями.
Вот, что написано в наградном листе Нины Иоффе: «Находясь в дивизии с момента её формирования, врач Иоффе, как хирург отдавала все свои силы и энергию для спасения жизни раненых. В течение своей работы в медсанбате она оказала хирургическую помощь 3246 раненым и произвела 786 сложных хирургических вмешательств (ампутации, перевязки сосудов, закрытые, открыты пневмотораксы и т. д. Особенно много тов. Иоффе работала по организации хирургической помощи в полках. Во время больших потоков раненых она часто выезжала в полковые пункты, где обучала медсостав методу оказания хирургической помощи и переливания крови».
По окончании войны капитан медицинской службы Иоффе приехала в Омск, куда из Харькова вместе с заводом была эвакуирована её семья. Уже в послевоенное время доучилась, прошла специализацию по оториноларингологии, заведовала отделением областной больницы, которая в те времена располагалась на улице Партизанской, а потом работала в 6-й поликлинике и еще более 15 лет (с 1976 по 1989 гг.) – в госпитале инвалидов войны врачом-оториноларингологом. Работа в госпитале, часто сталкивалась с теми людьми, у которых война отняла здоровье, кому всё чаще не давали полноценно жить старые раны. И в мирное время трудилась так же ответственно и самоотверженно, как в годы войны.
В Омске Нина Иоффе вышла замуж за Ивана Карчевникова, начальника гаража железнодорожной станции Омск – Пассажирская. В браке у них родилась дочь, которой дали необычное имя Климентина – в честь отца Нины.
Сегодня Климентина Ивановна Нестерова – известный в городе и области лор-врач, доктор медицинских наук, профессор кафедры оториноларингологии ОмГМУ, продолжатель славных дел своей мамы.
Я же, перелистывая воспоминания Нины Климентьевны, хочу закончить повествование о ней её же словами, звучащими сегодня как напоминание всем нам, ныне живущим: «На долю моих молодых коллег выпала трудная задача: облегчить страдания тем, кто отдал здоровье за счастье Родины. С огромным уважением они относятся к своим пациентам, и вместе со всеми участниками войны считаю, что не зря была пролита кровь, не зря большая часть моего поколения осталась на поле боя. Ведь благодаря этой борьбе выросло новое славное поколение».
С момента написания этих строк выросло уже не одно поколение. И все мы должны помнить, кому обязаны нашей жизнью, мирным небом над головой и свободой.
Алла Ладан