«Мы встретимся на небе…»
Всемирный день больного был учрежден 13 мая 1992 года по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II. В своем специальном послании понтифик отметил тогда, что ежегодное празднование Всемирного дня больного имеет определенную цель: «дать почувствовать сотрудникам многочисленных медицинских католических организаций, верующим, всему гражданскому обществу необходимость обеспечения лучшего ухода за больными и немощными, облегчения их страданий».
Активисты благотворительного фонда «Обнимая небо» по мере сил и возможностей стараются ежедневно обеспечить должный уход за безнадёжно больными людьми, страдающими преимущественно онкологическими заболеваниями. Под их опекой 3 отделения паллиативной медицинской помощи: два – в ГБ № 17 и одно – в ГБ № 9. Возглавляет фонд, отметивший в январе 2020 года своё трёхлетие, поистине энтузиаст своего дела, социальный работник Наталья Сергеевна Налимова.
– Наталья Сергеевна, каким образом вам пришла идея создать такой фонд?
– Я как специалист по социальной работе долгое время трудилась в государственных и общественных организациях. Три года назад, работая в сфере оказания помощи людям в трудных ситуациях, я поняла, что взрослым паллиативным больным не оказывается социальная помощь. Как правило, ситуация стандартна: человек заболел раком, врачи, сделав всё, что можно, выписывают его домой, родственники обескуражены, не знают, что делать, фактически такой человек становится никому не нужен. И мы, а это семь моих друзей-единомышленников, решили заняться организацией социальной помощи в паллиативных отделениях омских лечебных учреждений. Подробно узнали о том, что такое паллиативная помощь, и создали фонд «Обнимая небо». Работаем с паллиативными больными: это в большинстве своём люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологические больные. Есть также больные ВИЧ/СПИД, страдающие ХОБЛ, рассеянным склерозом и др.
– Кто составляет костяк вашей организации?
– Есть инициативные люди, а есть сочувствующие. Наш костяк – это специалист по социальной работе, психолог по образованию Екатерина Голофаева, клинический онкопсихолог Инесса Шереметова, куратор волонтёров Александр Канунников, офис-менеджер, администратор и завскладом в одном лице Юлия Канунникова, специалист по связям с общественностью Евгения Карасёва, специалист по IT-технологиям. Это всё люди, уже где-то работающие. В фонде они трудятся в своё свободное время.
Сочувствующие – все неравнодушные люди, которые откликаются на наши призывы, к примеру, собрать памперсы, туалетные принадлежности и другие необходимые для ухода за больными вещи и приспособления, подарки к Новому году, к другим праздничным датам. Есть те, кто помогает в организации выставок, фото-, видеосъёмки различных мероприятий. Кто-то готов предложить свои услуги в качестве организатора праздников, дней рождения, кто-то проводит благотворительные лотереи и деньги, полученные на них, передаёт фонду, а кто-то рад просто потрудиться физически: помыть, почистить, перенести, отремонтировать.
– Такая серьёзная деятельность требует и серьёзных вложений. За счёт чего вы существуете?
– У нас три источника финансирования: гранты (президентские, фонда Тимченко, Министерства труда и социального развития Омской области, администрации г. Омска), пожертвования и спонсорские деньги. За счёт этих средств мы также организуем различные проекты, среди которых «Школа ухода и взаимопомощи», «Служба социально-психологической помощи», «Волонтёрство в хосписе».
– Где вы находите добровольцев для столь нелёгкой работы?
– Наша стратегия – это люди. Паллиативная помощь не сводится только к материальному обеспечению тяжело больных. Основной принцип здесь «человек – человеку». Можно построить шикарный хоспис, оборудовать его по последнему слову техники, но если нет человека, который просто подержит больного за руку, выслушает его внимательно, то всё это безжизненно и бессмысленно. Поэтому любого добровольца, который проявил интерес к нашей деятельности, мы стараемся принять в свои ряды. Перед этим с ним беседует наш психолог, мы пытаемся понять, почему он к нам пришёл и что готов и может делать. Включаем его в коллектив уже действующих волонтёров, чтобы поначалу он не боялся, не стеснялся, учился у более опытных тому, как подстричь, помыть, перевернуть больного и т. п. Психологически помогаем нашим новичкам, которые впервые столкнулись с горем в семье другого человека. Главное, чтобы пришедший к нам обладал эмпатией, умением слушать и не навязывать своей точки зрения, принимать без возражений то, что говорит пациент.
Иногда, к нам присоединяются люди, которые пережили уход своих близких, и чувствуют перед ними вину, есть те, кто хочет поделиться уже имеющимся у них опытом ухаживания за больными, приходят люди по религиозным мотивам, люди со своей какой-то философией и убеждениями.
В целом же паллиативная помощь зиждется на четырёх видах: медицинская, социальная, психологическая и духовная. Духовная оказывается по запросу больного человека. Чаще всего, когда снята боль, решены все социальные вопросы, подготовлены родственники и человек смирился с ситуацией, он задаётся вопросом: «Почему Бог со мной так поступил?»
На пожертвования и средства гранта наш фонд отремонтировал в хосписе молельную комнату, в которой нашлось место и для библиотеки, и для уголка психолога, и для отдыха волонтёров. Пациенты приходят туда читать книжки, общаться с психологом, встречаться с родными и молиться.
– Вероятно, у вас работают особенные люди, люди с редким сердцем, которые знают, что их подопечные рано или поздно умрут. Получается, что ваши труды по большому счёту напрасны?
– У паллиативной помощи есть своя философия: сколько бы человеку ни осталось жить, он должен жить полноценно, без боли и унижений. Когда мы начали работать в этой сфере, то поняли, что большей любви и благодарности, как именно от этих людей, мы нигде не встретим. Здесь все равны перед лицом смерти, и различия, которые разделяли людей там, в здоровой жизни, по должностям, статусу, материальному достатку, возрасту, стираются. Здесь сбрасываются все маски, здесь людям, стоящим на рубеже жизни и смерти, незачем лукавить и, стоя у последней черты, они становятся искренними и откровенными, рассказывают о своей прожитой жизни, несбывшихся мечтах и желаниях.
– Наверняка ваши волонтёры в таких ситуациях привязываются к людям, о которых заботятся. Как потом переживают их уход?
– У нас остаются те, кто может с этим справиться. Справляются по разному: с помощью психолога, веры, своих волевых качеств и, как правило, уже не переходят ту черту, за которой начинается эмоциональное выгорание. К тому же психолог фонда проводит тренинги «Успешный волонтёр», где применяются различные методики и технологии, позволяющие нашим активистам разгружаться, переключаться, сохранять себя.
– Лично вам тяжело воспринимать уход в мир иной ваших подопечных?
– Я, как человек верующий, считаю, что мы не расстаёмся навсегда, мы всё равно увидимся. Не могу утверждать, что если физическое тело умерло, то и человека не стало. Просто на определённом этапе личность и тело соединены временно, а потом в назначенный срок расстаются. Когда я тоже стану такой бестелесной личностью, мы где-нибудь встретимся, там, на небе...
Беседовала Алла Ладан
Более подробно с деятельностью благотворительного фонда «Обнимая небо» вы можете ознакомиться в группе в Контакте: https://vk.com/obnimayanebo