Будьте бдительны: рак молочной железы протекает бессимптомно!
Об одном из самых распространённых видов рака – наша беседа с кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом высшей квалификационной категории, реконструктивным пластическим хирургом хирургического отделения опухолей молочной железы БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» Владимиром Евгеньевичем Карасёвым.
– Владимир Евгеньевич, сколько операций в неделю вам приходится делать?
– В среднем 5–6 операций онкологических, 6 по удалению доброкачественных опухолей, 2–3 эстетических.
– Исходя из вашего опыта, что можете сказать о том, увеличивается ли количество случаев заболевания раком молочной железы?
– Увеличивается. Более того, рак груди молодеет. Если в 2008 г. большинство моих пациенток составляли женщины от 50 до 70 лет, то сегодня встречаются пациентки в возрасте 25–35 лет. Если 10 лет назад больных с раком молочной железы в возрасте до 30 лет за год через нас проходило около 8, то в настоящее время 10 таких больных мы можем набрать за 1–2 месяца.
– Каковы основные причины возникновения этого страшного недуга?
– Рак молочной железы возникает чаще всего, когда есть серьёзные дисгормональные изменения, т. е. когда начинают «прыгать» гормоны: эстрадиол, прогестерон, пролактин и т. д. В свою очередь, существует множество факторов, которые могут способствовать этому дисгормональному фону. К ним относятся:
- гинекологические проблемы (миома матки, полипы цервикального канала);
- заболевания щитовидной железы;
- стрессовые ситуации;
- некорректный приём гормональных контрацептивов (перепрыгивание с одного препарата на другой, частые перерывы в их употреблении и т. п.);
- большое количество процедур (от 4-х и более) ЭКО со стимуляцией;
- длительное кормление ребёнка (от 2 лет) грудным молоком;
- генетическая предрасположенность;
- аборты.
Считается, что более 2–3 абортов, сделанных женщиной, увеличивает риск возникновения у неё рака молочной железы в 4 раза. Сказать, что ко мне приходит пациентка с раком молочной железы и у неё не было ни одного из перечисленных факторов, не могу. Такие исключения бывают крайне редко. В анамнезе любого больного можно найти вещи, которые спровоцировали бы рак.
– В каком состоянии чаще всего к вам обращаются пациентки? На какой стадии заболевания?
– Нужно отдать должное диагностической службе, оснащённой сегодня современными аппаратами УЗИ и маммографами. Количество случаев рака увеличивается не за счёт того, что пациентов стало больше, а за счёт того, что выявлять его стали лучше. Чем раньше к нам обращаются, тем больше эффекта от этапов лечения и соответственно лучше прогноз. Для того чтобы сегодня женщине быть здоровой, ей необходимо постоянное динамическое наблюдение за своим здоровьем. А именно:
- пациентам до 40 лет необходимо делать УЗИ молочных желёз и проходить осмотр маммолога 1 раз в год;
- пациентам 40 лет и старше – маммографию, УЗИ, осмотр маммолога 1 раз в год.
– Можно ли на основании только одного обследования (УЗИ или маммогрфии) или по профилактическому осмотру поставить диагноз?
– Нельзя. Буквально сегодня ко мне пришли две пациентки: у одной всё хорошо на УЗИ, у другой – на маммографии. А я им выставил 2-ю и 3-ю стадии рака молочной железы. Есть УЗИ- и рентген-негативные раки. Шаровидная форма рака молочной железы, фиброаденома и киста с густым содержимым на маммографии будут смотреться совершенно одинаково. А УЗИ может интерпретировать, в какую сторону нам лучше двигаться. И наоборот, пылевидные микрокальцинаты (продукты питания опухоли) на УЗИ практически не видны, но на маммограммах обнаруживаем протоковый рак. Поэтому всё должно оцениваться в комплексе – УЗИ, маммография, клинический осмотр. У 30 % женщин, прошедших по профосмотру маммографию или УЗИ без осмотра маммолога, где всё вроде бы по обследованиям хорошо, мы выявляем злокачественную опухоль.
– Как часто нужно проходить маммографию?
– Условно у нас считается 1 раз в 2 года. Но оговорка такая: если у пациентки есть мастопатия, то в идеале делать маммографию нужно 1 раз в год.
– Можете ли вы объяснить высокий процент пациентов с раком молочной железы последних стадий отсутствием у них необходимых знаний по самообследованию, в определённой степени невежеством?
– Чаще всего это так. Каждая женщина 1 раз в месяц в первую фазу менструального цикла должна себя осматривать, женщина в менопаузе может это делать в любой день. Нужно встать перед зеркалом при естественном свете, руки поставить на пояс, затем поднять руки вверх. Следует обращать внимание на то, покатая ли грудь, нет ли втяжений, покраснений на коже, высыпаний, отёка, словно лимонная корка, затем прощупать пальцами грудь и подмышечные области – нет ли каких-либо уплотнений.
Примерно раз в неделю ко мне приходят женщины в запушенном состоянии, с уже распадающейся опухолью. Таким пациенткам операция уже не показана. Сразу возникает вопрос: «Где они были раньше?» Самое поразительное, что в таком состоянии порой приходят молодые женщины с высшим образованием, ведущие социально активный образ жизни. На вопрос, почему раньше не обращались к врачу, порой слышу ответы: «лечились травами», «лечились у целителя», которого им кто-то порекомендовал и т. п. Отчасти подобные вещи я объясняю боязнью женщин обращаться к врачу, их мыслями о том, что, может быть, всё само пройдёт – «оно же не болит». А потом они приходят уже тогда, когда появились метастазы, с мольбами: «Помогите, спасите!» Но здесь уже начинается паллиативная медицина.
– Какова выживаемость после лечения рака молочной железы?
– Могу сказать только по нашему отделению. С первой стадией выживаемость практически 90–95 % (стандарт выживаемости при онкологии 5–10 лет). При второй стадии выживают 80–85 %, при третьей стадии умирает каждая вторая больная в течение 5 лет, при четвёртой стадии погибают практически все, независимо оттого, какое лечение ими было получено.
– Как часто доброкачественное новообразование в груди перерождается в злокачественное?
– Истинная, простая фиброаденома практически никогда не перерождается. Единственные фиброаденомы, способные перерождаться, – саркомные или листовидные. Но сантиметровая фиброаденома сегодня никогда завтра сантиметровым раком не станет. Она должна активно расти, примерно, полсантиметра за 4–6 месяцев. Здесь нужно учитывать, что врачи смотрят на разных аппаратах УЗИ, которые допускают до 2–3 мм погрешности. Всё, что выше 3-х мм, это уже считается ростом опухоли. До 1 см фиброаденомы мы просто наблюдаем, однако если нас что-то смущает, после необходимых в таких случаях обследований мы ставим вопрос об операции.
– Известно, что рак молочной железы встречается и у мужчин. Чем он, как правило, вызывается?
– Рак груди у мужчины может возникнуть вследствие урологических проблем или на фоне приёма гормональных препаратов для лечения каких-то других заболеваний. Стоит отметить, что у мужчин рак груди протекает более агрессивно, так как молочная железа у них маленькая, рудиментальная, и опухоль быстро прорастает в кожу и мышцы. Лечение таких пациентов чаще комплексное (операция, химио- и лучевая терапия) и последствия, конечно, более серьёзные, чем у женщин.
– Спасибо за беседу.
Беседовала Алла Ладан