Грех детоубийства
На вопросы отвечает священник Илья Багаев, координатор направления защиты материнства и детства отдела социального служения и церковной благотворительности Омской епархии
– Отец Илья, что такое медицинский аборт с точки зрения православия?
– Прямой ответ на этот вопрос есть в официальном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции». Христианская Церковь с древнейших времен относит намеренное прерывание беременности к категории тяжких грехов. Ведь канонические правила напрямую приравнивают аборт к убийству. И в основе данной оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является Божиим даром. Вот поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности является преступлением.
– С какого момента душа вселяется в тело? С момента зачатия?
– Да, именно так. Развивающийся в утробе матери человек с самого начала этого развития имеет бессмертную душу. Насколько я знаю, сейчас готовится церковный документ с рабочим названием «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», где, я надеюсь, этот вопрос будет изложен подробно и ясно.
– Бывают случаи, когда беременность врачи рекомендуют прервать по медицинским показаниям, поскольку она угрожает здоровью и даже жизни женщины. Как расценивать такой аборт – тоже как убийство?
– И на этот вопрос любой человек найдет ответ в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Ни при каких обстоятельствах Церковь не даст благословение на производство аборта. Лишение жизни всегда останется таковым, несмотря на различные обстоятельства. Но, безусловно, были и будут возникать ситуации, когда при продолжении беременности будет диагностирована прямая угроза жизни матери. И вот в подобных случаях священник обязательно должен проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не будет отлучена от евхаристического общения с Церковью. Хотя, это общение будет обусловлено исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.
– Аборт, известно, делает врач-гинеколог. Он тоже считается убийцей или соучастником убийства в данном случае?
– Здесь грех, конечно, ложится и на душу врача, производящего аборт. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2 и 8 правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель же Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».
Церковь давно призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. И сегодня, мы знаем, такая возможность у российских врачей есть.
– Существуют ли ситуации, когда Церковь не считает аборт грехом?
– Нет.
– Если у женщины уже есть дети и она не хочет больше их иметь, как ей поступать, чтобы не брать грех на душу?
– Ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей супруги несут вместе в равной степени. И одним из путей реализации такого ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Хотя, конечно, мы должны помнить слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника.
Если же здесь мы коснемся очевидной в данном контексте религиозно-нравственной оценки проблемы контрацепции, то необходимо отметить, что значительная часть производимых сегодня средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. И намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Опять же все это изложено в «Основах социальной концепции».
– Не секрет, что сегодняшняя молодёжь начинает рано вступать в интимные связи, не отдавая себе отчёта в том, что они могут закончиться нежелательной беременностью. Потом такие юные пациентки приходят в кабинет к врачу на аборт. Что нужно делать, чтобы не допускать подобных ситуаций?
– Просвещать. Есть такая образовательная дисциплина – основы духовно-нравственного просвещения. Но очень мало, катастрофически мало неравнодушных к этой, принявшей глобальные масштабы проблеме людей. И, к сожалению, нет «запроса» от педагогического сообщества, которое, складывается впечатление, старается делать вид, что подобной проблемы не существует. Попробуйте сегодня предложить администрации практически любого среднего учебного заведения просветительскую лекцию по этой теме, круглый стол или иной формат общения со старшеклассниками... На тебя посмотрят, в лучшем случае, как на шпиона, в худшем – шарахнутся как от чумного.
Только честный разговор с подростками о правде жизни поможет детям избежать многих бед и многих ошибок.
– Известно, что Русская Православная Церковь и православное сообщество выступают за запрет абортов в России вообще. Как вы к этому относитесь? Не считаете ли вы, что если запрет будет введён законодательно, то увеличится число криминальных абортов (как это было уже в истории СССР), что может привести к массовой гибели женщин? И это будет то же самое убийство.
– Вы понимаете, в чем тут дело... Вот если мать желает убить своего неродившегося еще ребенка и желает настолько сильно, что готова рисковать своей собственной жизнью и здоровьем, то вина этого преступления против ребенка и себя будет лежать целиком на ней, а не на государстве и его налогоплательщиках, в том числе православных христианах. Пока же аборты делаются с разрешения государства, и, соответственно, ответственность за это преступление несут все.
– Если женщина делала в своей жизни аборты и чувствует свою вину за нерождённых детей, что она должна делать?
– Есть в жизни ситуации которые можно «переиграть», исправить, откатить назад. А есть события и поступки, которые исправить уже невозможно. В данном случае Церковь, не отвергая женщин, совершивших аборт, призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах.
– Были ли в вашем служении на ниве православия случаи, когда после покаяния Бог давал бесплодной женщине желанного, или, как говорят, вымоленного, ребёнка?
– По поводу диагнозов ничего сказать не могу, но, людей, которым Господь даровал возможность чадородия после многих скорбей и многих лет совместной жизни, знаю.
Беседовала Алла Ладан