Учить правилам дорожного движения нужно с рождения
Учебный год подходит к концу. Впереди три месяца школьных каникул. С наступлением теплого сезона дети проводят много времени на улицах, достают скейты, велосипеды, самокаты. Нередко они играют без присмотра взрослых и забывают о безопасности. Между тем, по данным ГИБДД, количество ДТП с участием детей в летний период возрастает.
О работе Госавтоинспекции в этом направлении и мерах, принимаемых для снижения числа аварий с участием детей и подростков, Центру медицинской профилактики рассказал начальник ОГИБДД УМВД России по городу Омску Андрей Миллер.
- Андрей Викторович, какова статистика ДТП с участием детей в этом году в Омске?
Андрей Миллер: - За текущий период 2019 года на территории города Омска с участием детей в возрасте до 16-ти лет зарегистрировано 86 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 93 ребенка получили ранения. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года наблюдается увеличение количества ДТП данной категории на 32,3%.
- Каковы наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей?
Андрей Миллер: - Основными видами дорожно-транспортных происшествий с участием детей остаются наезды на пешеходов - 34 ДТП, в результате которых 35 детей получили травмы различной степени тяжести. 14 из них произошли по собственной неосторожности и нарушении правил дорожного движения самими детьми. Также в 45 происшествиях 51 ребенок пострадал, находясь в транспортном средстве, в качестве пассажира. С участием детей-велосипедистов произошло 5 ДТП, по вине детей - 3 факта.
- С какого возраста надо начинать обучение детей правильному поведению на дорогах?
Андрей Миллер: - С какого возраста учить? С самых первых дней жизни малыша. Даже поездка из родильного дома, должна быть безопасной и комфортной, то есть перевозить ребенка необходимо с использование детского удерживающего устройства.
Обучать правилам дорожного движения нужно с самого маленького возраста. Ведь тогда дети автоматически будут их соблюдать. Это очень важно.
Первостепенная задача родителей - обучить ребенка безопасному поведению на дороге, рассказать, как правильно вести себя в сложной дорожной ситуации, отработать с ним маршрут от дома до школы. К сожалению, ряд родителей не только забывают об этой обязанности, но и сами нередко подают детям плохой пример.
- Какие мероприятия будут проводиться в Омске для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в преддверии летнего периода? Есть ли новые, нетрадиционные формы работы?
Андрей Миллер: - Сотрудниками Госавтоинспекции ежедневно в пришкольных лагерях, расположенных на базе омских гимназий и школ, с детьми всех возрастных категорий проводятся различные тематические мероприятия, направленные на повышение мер дорожной безопасности. Это беседы, конкурсы видеолектории с привлечением представителей мотосообществ.
Подобные мероприятия также проводятся в загородных оздоровительных лагерях, расположенных на территории города Омска и Омского района.
Главная цель сотрудников Госавтоинспекции - обратить внимание детей на важность знания и применения Правил дорожной безопасности. Ведь они позволяют не только безопасно участвовать в процессе дорожного движения, но и определять возможные опасные ситуации, так называемые «дорожные ловушки».
Особое внимание уделяется разъяснению юным участникам дорожного движения о безопасности при езде на велосипеде, о необходимости велоэкипировки. Ведь знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, способствуют безопасному движению.
- Расскажите о родительских патрулях. Насколько они эффективны?
Андрей Миллер: - Активное участие в наших мероприятиях принимают члены отряда юных инспекторов движения и родительская общественность. Группы «Родительский патруль» сформированы с начала 2019 года в каждом омском образовательном учреждении. Общественники проводят разъяснительную работу с учителями, школьниками и их мамами, папами. Только в апреле месяце «Родительский патруль» принял участие в 17 профилактических мероприятиях.
Сотрудники ГИБДД продолжают системную работу по профилактике с вовлечением большего круга родительской общественности, педагогических и попечительских советов в местах массового скопления людей. Например, в парках, скверах, культурных центрах, на площадках КТОС. Проводятся беседы по популяризации светоотражающих элементов, соблюдению мер безопасности на улицах и во дворовых территориях, в том числе при использовании вспомогательных средств передвижения.
- С наступлением теплой погоды на улицах появляется очень много юных велосипедистов и роллеров. На что обратить внимание их родителям?
Андрей Миллер: - Действительно, на дорогах города нередко за рулем велосипеда можно видеть несовершеннолетних, которые нарушают правила дорожного движения.
Мопед, скутер, квадроцикл – для многих ребят является предметом мечтания. Но прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Подросток, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия. К сожалению, родители, купив ребенку скутер или мопед, не принимают во внимание, что выезд на дорогу запрещен лицам, не достигшим 16-тилетнего возраста. При этом необходимо иметь водительское удостоверение категории «М».
- Какие основные правила дорожного движения должны знать дети? Чему вы советуете родителям научить их в первую очередь?
Андрей Миллер: - Безопасность ребенка на дороге напрямую зависит от существующего в обществе отношения к соблюдению ПДД. Попадая на улицу, ребенок оказывается среди огромного числа нарушителей. К сожалению, нередко взрослые вместе с детьми переходят проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. В таких условиях очень сложно формировать у детей установку на соблюдение Правил дорожного движения.
Десятки детей получают тяжелые увечья только потому, что родители не считают нужным использовать детские удерживающие устройства при перевозке малышей в салоне автомобиля. Часто приходится видеть, что малыш едет в машине, удобно устроившись на руках родителей. А ведь именно перевозка ребенка на руках считается самой опасной. В целях активизации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на территории города Омска ежемесячно проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Ребёнок – главный пассажир».
Советы родителям:
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Однако взрослый этого часто не учитывает. На улице дети отвлекаются и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Поэтому прежде чем перейти дорогу, вы должны крепко взять ребенка за руку.
Стоящая машина опасна!
Она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью. Ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. Из-за дома, забора, кустов также может неожиданно выехать автомобиль.
При крайней необходимости следует осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля или другой помехи, чтобы убедиться, что опасность не угрожает. И только тогда переходить дорогу.
Не перебегай "пустынную" улицу!
На улице, где машины появляются редко дети, часто выбегают на дорогу не глядя и попадают под колеса. Для перехода улицы следует выбрать такое место, где она просматривается в оба направления.
Выработайте у ребенка привычку перед выходом на дорогу всегда остановиться и как следует осмотреться, прислушаться. И только тогда переходить улицу.
Встретить опасность можно и у светофора!
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители нарушают ПДД. Например, мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и дорожные знаки. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора. Необходимо лично убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: "Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят". Следует доходчиво объяснить им, что они ошибаются.