Пациент, как партнер в процессе лечения
Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера. Часто это бывает связано с отсутствием условий оказания помощи, необходимого оборудования, лекарств, а чаще всего из за отсутствия альтернативного общения пациента и медицинского работника. Мировая статистика сообщает неутешительные факты. Во всем мире при оказании стационарной помощи вред причиняется по меньшей мере 10% пациентов, а при амбулаторной помощи вред наносится 4 из 10 пациентов. При этом предотвратить нежелательные последствия можно почти на 80%. Нанесение вреда пациентам вследствие нарушения правил безопасности при оказании медицинской помощи – повсеместное и опасное явление, которое имеет место на всех уровнях системы здравоохранения. Оно обусловлено различными и связанными между собой факторами, при этом за каждым инцидентом в области безопасности пациентов, как правило, стоит сразу несколько факторов:
- системные и организационные факторы – сложный характер медицинских вмешательств и процедур, нарушение последовательности и координаций действий в процессе оказания помощи, нехватка ресурсов, недостаточная обеспеченность кадрами и неадекватная профессиональная подготовка персонала;
- технологические факторы – нарушения в работе медицинских информационных систем, в частности ошибки ведения электронных карт пациентов или сбои в системах учета назначаемых лекарственных средств, а также неправильное применение технических средств;
- человеческий фактор и поведение людей – отсутствие должного взаимодействия между членами медицинских бригад, а также взаимодействия с пациентами и их родственниками, отсутствие слаженности, усталость, выгорание персонала и когнитивные искажения;
- факторы, связанные с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения;
- внешние факторы – отсутствие правил, несогласованность нормативно-правовой базы, экономические и финансовые ограничения и проблемы, вызванные состоянием окружающей среды.
Из всех факторов, приводящих к нанесению вреда пациентам, мы поговорим о факторах, связанных с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения. Граждане нашего государства по своему решают проблемы собственной безопасности при обращении к врачу; либо обращаются на консультацию к 2-3 врачам – специалистам по одному профилю и выбирают среднее, ни всегда правильное решение, либо полностью полагаются на врача при обращении за медицинской помощью и тем самым отключаются от принятия совместного решения. Такое возможно только в психиатрии или в бессознательном состоянии, в любом другом случае для получения персонифицированной медицинской помощи пациент должен вовлекаться в процесс назначения индивидуального лечения. Этому способствует современное сокращение сроков пребывания пациента на стационарной койке и увеличение сроков амбулаторного лечения. В амбулаторных условиях пациент лечится сам по назначению врача. Еще А.П. Чехов писал, что таблетки по назначению врача должны приниматься четко в определенные часы, соблюдая часовой интервал между принятием лечения, что далеко ни всегда исполняется. Современные схемы лечения требуют дисциплины от пациента и контроля врача, назначившего лечение. Именно партнерские взаимоотношения между пациентом и медицинским работником обречены на успех. У врача должно быть время на налаживание контакта, а пациент должен «заставить» врача себя выслушать как равного по правам человека, то есть быть подготовленным заранее к общению с врачом. Аннотация к лекарственному препарату ни всегда правильно интерпретируется пациентом, поэтому нужно задавать вопросы врачу о побочных действиях, о времени приема назначаемого препарата с учетом сопутствующих заболеваний.
Я считаю, что каждый гражданин России должен знать свои права и обязанности, связанные с охраной здоровья, изложенные в Федеральном Законе от 21.11.2011№323-ФЗ (ред. 24.07.2023 год) «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации).
Специалисты Росздравнадзора и Минздрава России подготовили ко Всемирному дню безопасности пациентов несколько советов о том, как обезопасить себя при обращении за медицинской помощью. Медицина является деятельностью повышенного риска. Безопасность пациента зависит не только от компетенции медперсонала и условий оказания помощи, но отчасти и от самого пациента.
Для этого:
- Своевременно обращайтесь за медицинской помощью;
- Обязательно предоставляйте полную и точную информацию о своём здоровье;
- Не стесняйтесь задавать медицинскому работнику любые интересующие вас вопросы (о диагнозе, плане лечения, возможных рисках и т.д.);
- Активно участвуйте в обсуждении и принятии решений о вашем здоровье с лечащим врачом;
- Информируйте медицинских работников о любых изменениях в состоянии своего здоровья при обращении за медицинской помощью;
- Узнайте мнение другого специалиста, если нужно больше информации для принятия решения о вашем здоровье, однако не забудьте обсудить это с вашим лечащим врачом.
При принятии решения о медицинском вмешательстве обязательно обсудите с лечащим врачом:
- Цель предстоящей процедуры, лечения;
- Возможные осложнениях, последствия;
- Последствия отказа от диагностической манипуляции, от лечения;
- Возможные варианты проведения процедуры, лечения;
-Альтернативы диагностики и лечения.
Врач по медицинской профилактике
Л.И. Попова
Новости ЗОЖ 55
Центр для здоровья
Академия «Знание»
Что нужно знать о сибирской язве?
Правила цифровой безопасности. Средства родительского контроля
Правила цифровой безопасности. Угрозы в интернете
Правила цифровой безопасности. Рекомендации по обеспечению интернет-безопасности детей
Правила цифровой безопасности. Цифровая зависимость детей и подростков
Правила цифровой безопасности. Профилактика цифровой зависимости детей и подростков
Чем диспансеризация отличается от профилактического медицинского осмотра
Радиопередача 16 сентября
«Дни здоровья» в «Меге»
80 лет атомной промышленности России
Всероссийская акция «Человек идущий
Что делать если в аптеке нет льготных лекарств?
Профилактика гриппа - вакцинация
Осторожно:грипп
Респираторная гигиена
ВАЖНО. Рекомендации для родителей по оказанию экстренной помощи и профилактике травматизма
Единый федеральный телеграм-чат
Пневмококковая инфекция
Запись к врачам узкой специализации
Новые правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся
Профилактические осмотры несовершеннолетних
Меры поддержки соотечественников
на территории Омской области
Законы направленные на защиту детей
Порядок оказания медпомощи участникам СВО
НАДЕЖНО. УДОБНО. БЕСПЛАТНО.
Важно Демографический помогатор
80 лет атомной промышленности в России