Пациент, как партнер в процессе лечения
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Пациент, как партнер в процессе лечения

Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера. Часто это бывает связано с отсутствием условий оказания помощи, необходимого оборудования, лекарств, а чаще всего из за отсутствия альтернативного общения пациента и медицинского работника. Мировая статистика сообщает неутешительные факты. Во всем мире при оказании стационарной помощи вред причиняется по меньшей мере 10% пациентов, а при амбулаторной помощи вред наносится 4 из 10 пациентов. При этом предотвратить нежелательные последствия можно почти на 80%. Нанесение вреда пациентам вследствие нарушения правил безопасности при оказании медицинской помощи – повсеместное и опасное явление, которое имеет место на всех уровнях системы здравоохранения. Оно обусловлено различными и связанными между собой факторами, при этом за каждым инцидентом в области безопасности пациентов, как правило, стоит сразу несколько факторов:

- системные и организационные факторы – сложный характер медицинских вмешательств и процедур, нарушение последовательности и координаций действий в процессе оказания помощи, нехватка ресурсов, недостаточная обеспеченность кадрами и неадекватная профессиональная подготовка персонала;

- технологические факторы – нарушения в работе медицинских информационных систем, в частности ошибки ведения электронных карт пациентов или сбои в системах учета назначаемых лекарственных средств, а также неправильное применение технических средств;

- человеческий фактор и поведение людей – отсутствие должного взаимодействия между членами медицинских бригад, а также взаимодействия с пациентами и их родственниками, отсутствие слаженности, усталость, выгорание персонала и когнитивные искажения;

- факторы, связанные с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения; 

- внешние факторы – отсутствие правил, несогласованность нормативно-правовой базы, экономические и финансовые ограничения и проблемы, вызванные состоянием окружающей среды.

Из всех факторов, приводящих к нанесению вреда пациентам, мы поговорим о факторах, связанных с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения. Граждане нашего государства по своему решают проблемы собственной безопасности при обращении к врачу; либо обращаются на консультацию к 2-3 врачам – специалистам по одному профилю и выбирают среднее, ни всегда правильное решение, либо полностью полагаются на врача при обращении  за медицинской помощью и тем самым отключаются от принятия совместного решения. Такое возможно только в психиатрии или в бессознательном состоянии, в любом другом случае для получения персонифицированной медицинской помощи пациент должен вовлекаться в процесс назначения индивидуального лечения. Этому способствует современное сокращение сроков пребывания пациента на стационарной койке и увеличение сроков амбулаторного лечения. В амбулаторных условиях пациент лечится сам по назначению врача. Еще А.П. Чехов писал, что таблетки по назначению врача должны приниматься четко в определенные часы, соблюдая часовой интервал между принятием лечения, что далеко ни всегда исполняется. Современные схемы лечения требуют дисциплины от пациента и контроля врача, назначившего лечение. Именно партнерские взаимоотношения между пациентом и медицинским работником обречены на успех. У врача должно быть время на налаживание контакта, а пациент должен «заставить» врача себя выслушать как равного по правам человека, то есть быть подготовленным заранее к общению с врачом. Аннотация к лекарственному препарату ни всегда правильно интерпретируется пациентом, поэтому нужно задавать вопросы врачу о побочных действиях, о времени приема назначаемого препарата с учетом сопутствующих заболеваний.

Я считаю, что каждый гражданин России должен знать свои права и обязанности, связанные с охраной здоровья, изложенные в Федеральном Законе от 21.11.2011№323-ФЗ (ред. 24.07.2023 год) «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации).

Специалисты Росздравнадзора и Минздрава России подготовили ко Всемирному дню безопасности пациентов несколько советов о том, как обезопасить себя при обращении за медицинской помощью. Медицина является деятельностью повышенного риска. Безопасность пациента зависит не только от компетенции медперсонала и условий оказания помощи, но отчасти и от самого пациента.

Для этого:
- Своевременно обращайтесь за медицинской помощью;
- Обязательно предоставляйте полную и точную информацию о своём здоровье;
- Не стесняйтесь задавать медицинскому работнику любые интересующие вас вопросы (о диагнозе, плане лечения, возможных рисках и т.д.);
-  Активно участвуйте в обсуждении и принятии решений о вашем здоровье с лечащим врачом;
- Информируйте медицинских работников о любых изменениях в состоянии своего здоровья при обращении за медицинской помощью;
- Узнайте мнение другого специалиста, если нужно больше информации для принятия решения о вашем здоровье, однако не забудьте обсудить это с вашим лечащим врачом.

При принятии решения о медицинском вмешательстве обязательно обсудите с лечащим врачом:
- Цель предстоящей процедуры, лечения;
- Возможные осложнениях, последствия;
- Последствия отказа от диагностической манипуляции, от лечения;
- Возможные варианты проведения процедуры, лечения;
-Альтернативы диагностики и лечения.

  Врач по медицинской профилактике
Л.И. Попова

Новости ЗОЖ 55

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков
Радиопередача
15 октября
Жизнь без тревоги и стресса
Экспресс-приемы саморегуляции психоэмоционального состояния
Как сохранить психическое здоровье
Как позаботиться о психологическом здоровье ребенка
Порядок прохождения гражданином медико-санитарной экспертизы
Программа долгосрочных сбережений
Накопления-это просто
Внимание! Участились случаи телефонного мошенничества!
Защитись от онлайн - мошенников









 

 

Ожирение-фактор риска

Тарелка здорового питания

Пройди углубленную диспансеризацию