Подвижные игры – возможность быть физически активными
Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения является одной из приоритетных задач настоящего времени. При этом особое внимание уделяется факторам риска, оказывающим воздействие на состояние здоровья, как физического, так и психического.
Согласно сведениям о распространенности факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний низкая физическая активность занимает второе место. Так, наибольший удельный вес от суммы всех выявленных факторов риска в 2021 году приходился на долю лиц с установленным фактором риска «нерациональное питание» (21,7%), далее с фактором риска «низкая физическая активность» (17,6%) и «избыточная масса тела» (11,1%)[1].
По данным опроса, проведенного в 2021 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян занимаются спортом или физкультурой (56%). Выше доля спортсменов среди молодежи 18-24 лет (71%), но и среди представителей пожилого возраста занимается каждый второй (50% среди группы 60+). Не уделяет внимание занятиям спортом или физическими упражнениями 43% россиян, ссылаясь на нехватку времени (32% опрошенных) и ограничения по здоровью (19%). Имеют значение и такие аспекты, как лень и отсутствие желания, физический труд и достаточно активный образ жизни, пенсионный возраст (по 9% соответственно).
Основная цель тренировок для россиян, которые занимаются спортом, это поддержка и укрепление здоровья (63%). Чаще об этом сообщали граждане в возрасте 60+ лет (80%). Используют физические занятия и как способ улучшить настроение (12% опрошенных), а также для снятия усталости и поддержки работоспособности (8%). Чаще россияне занимаются спортом на улице, на природе (52%), дома (39%), посещают фитнес-центры и тренажерные залы 31% опрошенных[2].Как видно, первостепенную роль играет желание заниматься физкультурой для укрепления здоровья. Вместе с тем, далеко не каждый человек задумывается о необходимости сохранения своего здоровья и работоспособности за счет физических нагрузок. Многие россияне предпочитают занятия спортом на свежем воздухе и используют физические упражнения для поднятия настроения. В этой связи одним и эффективных средств повышения физической активности может быть целенаправленное использование подвижных, в том числе, спортивных игр.
Известно, что систематическая физическая активность человека – один из ключевых аспектов здорового образа жизни и основа его успешной жизнедеятельности. Стремление быть физически активным определяется стабильностью мотивов, интересов и потребностей, а также факторами эмоционального порядка. В этом смысле подвижные и спортивные игры представляются наиболее предпочтительной сферой физической культуры и массового спорта. По данным исследований основными мотивами, среди тех, кто занимается физкультурой, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий и общение[3]. Все перечисленное выше характерно для подвижных и спортивных игр.
Какие игры следует отнести к подвижным, чем они отличаются от спортивных, и какова их роль в укреплении здоровья?Игры как вид физических упражнений делятся на подвижные и спортивные. Спортивные игры, по существу, также относятся к подвижным, потому что они связаны с быстро развивающимися действиями, с усиленной деятельностью играющих. Объединяет их наличие сильных эмоций. Однако спортивные игры выделены в особую группу, как более сложные и требующие от играющих тренировки и специализации. И в подвижных, и в спортивных играх для игроков устанавливаются определенные правила, общим для обеих групп игр нужно считать также соревнования играющих, выраженные в той или иной степени. Подвижные игры используются для общей физической подготовки, а спортивные направлены на углубленную специальную подготовку, ведущую к высоким спортивным достижениям.
Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Подвижные игры включают все основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.), развивают физические качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость), и поэтому на протяжении многих веков народные подвижные игры служили главным средством физического воспитания подрастающего поколения. Ярко выраженная в подвижных играх активность различных анализаторов создает благоприятные условия для тренировки функций коры головного мозга, увеличения подвижности нервных процессов. При правильной организации подвижных игр, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности занимающихся, они оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность организма. [4] Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции [5].
Подвижные игры – это хороший активный отдых после длительной умственной деятельности. Они способствуют развитию таких физических качеств как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость. Их соревновательный характер помогает активизировать действия игроков, вызвать проявление решительности и упорства для достижения цели.
Подвижных игр достаточно много, их можно подобрать как для детей разного возраста (дошкольников, младших школьников, подростков), так и для взрослых. В игровой процесс с удовольствием включаются также лица пожилого возраста. Многим знакомы игры «Белые медведи», «Совушка» «Гуси-лебеди», «Русская лапта», «Городки», «Казаки-разбойники», «Ручеек» и другие, большинство из которых подходят для всей семьи. Главное – следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными, в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Однако недопустимо доводить игроков до переутомления. Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему. Для этого необходимо оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, выбирать игру так, чтобы она вызывала положительные эмоции.Если кто-то еще сомневается в пользе подвижных игр, испытывает отсутствие желания или ссылается на собственную лень заниматься физкультурой, достаточно выделить в день 20-40 минут для игр со своими детьми на свежем воздухе и понаблюдать за самочувствием и настроением. Организуя подвижные игры для детей, родители, дедушки и бабушки тем самым формируют у них привычку быть физически активными и, одновременно, повышают собственную физическую активность, и это на фоне положительных эмоций. Не стоит забывать о подвижных играх на природе в компании взрослых, ведь это полезное и насыщенное положительными эмоциями времяпровождение. Все, что предварительно надо сделать – выбрать подходящие игры из сборников, их сейчас достаточно в интернет-источниках и познакомить потенциальных участников с правилами[6]. К сожалению, в настоящее время считается редкостью увидеть детей, играющих в подвижные или спортивные игры во дворе. В большинстве случаев не потому, что им не интересно, а потому, что они не знают игр, их не научили, и просто не сформирована привычка быть физически активным, а значит здоровым, Это базовая привычка, которую могут сформировать родители и которая так необходима для общего развития, и формируется она с раннего возраста.
Массовое восприятие физического воспитания сегодня крайне искажено. Как правило, оно ограничивается прогулками ребенка в детском саду (причем исключительно в хорошую погоду), несколькими физкультминутками на занятиях и дорогой из детсада домой. Многие к подобному привыкли и считают это нормой. Так сложилось, что к занятиям, скажем, английским языком у родителей более серьезное отношение, чем к регулярным активным прогулкам на свежем воздухе, походам в бассейн и командным играм во дворе. А ведь физических нагрузок, полученных в детском саду, детскому организму катастрофически не хватает. Если ребенок не будет заниматься дома, то это грозит не только плохим физическим развитием, но и снижением иммунитета, частыми простудными заболеваниями, проблемами с весом и даже нарушениями работы внутренних органов. За недостаточным физическим развитием детей, как правило, скрывается родительская лень. И пусть многие оправдывают все недостатком средств (якобы посещение спортивной секции требует немалых денег), на самом деле ребенок с удовольствием может поиграть в подвижные игры с родителями, бабушками и дедушками. Это касается также детей младшего школьного возраста и подростков. Для подобных физических нагрузок можно даже выбрать специальный день, так называемый день здоровья, пригласить друзей своего ребенка и вместе с ними целый день провести в играх[7].
Подвижные игры - это замечательная возможность быть физически активными и формировать здоровые привычки у подрастающего поколения.
Ведущий аналитик отдела разработки, реализации и мониторинга программ общественного здоровья, Елена Евгеньевна Паустьян
[1] Анализ формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (форма № 131) на 01.12.2021 г.
[2] Спортивная Россия.
URL:// https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija (дата обращения 08.08.2022)
[3] Григорович С.И., Птушкин А.С. Рекомендации по развитию мотивации к занятиям физической культурой// Международный научно-исследовательский журнал № 11 (101) Часть 3 Ноябрь.-2020.
URL:// https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.092 (дата обращения 08.08.2022)
[4] Кремнева В.Н., Синякова С.И. Подвижные игры как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 01.08.2022)
[5] Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — C.10.
[6] Чернякова С.Н., Иванова С.В. Подвижные и спортивные игры во дворе: учебно-методическое пособие / С.Н. Чернякова, С.В. Иванова. – Тюмень, 2013. – 72с.; Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.; Сборник «Игры народов СССР» - М.: Физкультура и спорт, 1985 – 269 с.
[7]По материалам: Уроки физкультуры для дошкольников.
URL:// https://www.takzdorovo.ru/deti/doshkolniki-i-mladshie-klassy/yroki-fizkylturi-dlia-doshkolnikov/
(дата обращения 03.08.2022)
Новости ЗОЖ 55
Профилактические осмотры несовершеннолетних
Меры поддержки соотечественников
на территории Омской области
Законы направленные на защиту детей
Радиопередача 3 июня
Как выстроить доверительные отношения с ребенком
Самооценка. Чек-лист для подростка
Правила здорового питания для школьников
Открытое окно может стать причиной трагедии
Здоровые дети - здоровая страна!
Правильное питание ребенка -здорОво и здОрово!
Первая поездка малыша
Первое правило здоровой семьи
Правила здорового сердца
Формула здорового сердца
Признаки инфаркта
Сердечная недостаточность.
Причины,симптомы,профилактические меры
Проверьте уровень холестерина
Порядок оказания медпомощи участникам СВО
НАДЕЖНО. УДОБНО. БЕСПЛАТНО.
Важно Демографический помогатор
Детский телефон доверия
Если не скачиваются медицинские документы с портала Госуслуг
Telegram чат-бот «Доступная среДА 24/7
Бесплатная телефонная помощь для желающих бросить курить
Пройдите социологический опрос
Устанавливаем самозапрет, чтобы защититься от мошенников
Осторожно мошенники
Порядок прохождения гражданином медико-санитарной экспертизы
Защитись от онлайн - мошенников
Меры поддержки соотечественников на территории Омской области