Жестокое обращение с детьми в семье и его последствия для ребенка
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Жестокое обращение с детьми в семье и его последствия для ребенка

Семья – один из базовых социальных институтов общества. Результаты социологических исследований показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия с окружающим миром, осваивают различные социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование «образа-Я» у ребенка, а именно, системы представлений о себе. 

К чему приводит психологическое насилие над ребёнком

Отношения с родителями являются основной базовой моделью, определяющей все другие отношения человека, которые он впоследствии выстраивает в окружающем мире. Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспитании и обучении ребенка, являются носителями знаний и навыков, которыми он должен овладеть, чтобы адаптироваться к жизни.  Они задают морально-нравственные ориентиры поведения, прежде всего, своим собственным примером.

Психическое развитие ребенка  и его личностные качества в наибольшей степени определяются эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Согласно проведенным исследованиям, в последние десятилетия отмечается ухудшение психического здоровья среди детей и подростков.

Семья является одним из ведущих факторов формирования здоровой психики. А жестокое обращение с детьми в семье влечет серьезные, в большинстве случаев необратимые последствия для психического здоровья ребенка.  В широком понимании под  жестоким обращением понимается любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате чего нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Насилие, переживаемое ребенком, неблагоприятно сказывается на эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах. Согласно исследованиям, у большинства детей, в семьях которых имеет место любой вид насилия, наблюдаются признаки задержки физического и психического развития. У них ухудшается память, способности сосредотачивать и распределять  внимание, обедняется речь, может появиться заикание. Такие дети испытывают сложности при адаптации к детскому саду, школе. Дети и подростки, являющиеся очевидцами и испытывающие домашнее насилие, подвергаются повышенному риску формирования вины, тревожности и страхов. Низкая самооценка ребенка способствует формированию убежденности в собственной неполноценности, в результате чего ему сложно  добиться уважения, успеха, у него возникают сложности в учебе и общении со сверстниками. Среди таких детей отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. Могут иметь место попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.  Жестокое отношение к ребенку, его отвержение создает условия для развития комплекса жертвы, агрессивного поведения в отношении себя и других. Решение своих проблем дети с комплексом жертвы часто находят в асоциальной среде, совершая преступления. У большинства из них может формироваться  пристрастие к никотину, алкоголю, наркотикам. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться психосоматические заболевания. Также жестокое обращение с детьми может являться первопричиной ожирения или, наоборот, резкой потери веса. 

В отношении детей могут иметь место такие формы насилия, как физическое, сексуальное, психологическое, и пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка.  

В преддверии Всемирного дня психического здоровья хотелось бы более подробно остановиться на психологическом насилии. Как правило, родители и другие воспитывающие взрослые имеют общие представления в отношении физического и сексуального насилия. Что же касается пренебрежения основными интересами и нуждами ребенка, и в особенности,  психологического насилия, то здесь понимание и представления в большинстве случаев носят достаточно размытый характер. Родители, зачастую из благих, по их представлениям, побуждений и с целью воспитательного воздействия наносят непоправимый вред психике ребенка, который впоследствии может обернуться серьезной трагедий (заболевание, суицид, правонарушение, зависимость и пр.).  

Психологическое насилие – это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. По мнению специалистов, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.

Психологическое насилие над ребенком проявляется в неспособности родителей выражать любовь по отношению к нему; в лишении сочувствия, игнорировании его  потребности в  поддержке, общении; в унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту  и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка; в постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для него эмоций (страха, плача, гнева и т. д.), в угрозах наказанием, побоями, в оскорблении.  Этот список можно продолжить. Игнорирование ребенка родителями, нежелание контактировать с ним, которое достаточно часто выбирается  в качестве наказания, запугивание «оставлением»  и многие другие инструменты воспитания, используемые родителями, оказывают разрушительное  воздействие на психику ребенка.

Как правило, взрослые, исходя из опыта воспитания, сложившегося в семье, следуя определенным традициям собственного опыта, формируют свой стиль взаимодействия с ребенком. При этом отдельные стили воспитания предполагают формы жестокого обращения с детьми. Особенности стиля воспитания родителей проявляются в установках по отношению к ребенку. Например, установка «сильные люди не плачут» лишает ребенка сочувствия, поддержки, формирует у него чувство стыда и вины за проявление естественных для него эмоций (страха, плача, гнева и т. д.). Установка «не будешь слушаться – заболеешь» содержит угрозу наказанием, манипуляцию, а «сколько сил мы тебе отдали, а ты…»  формирует  чувство стыда и вины.  Этот список можно продолжить. Подобные установки определяют стили родительского отношения, предполагающие жестокое обращение с ребенком. Среди них: гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля над поведением ребенка; доминирующая гиперпротекция, как гипертрофированное внимание и забота о ребенке, сочетающаяся с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, а также потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

Стоит также упомянуть об эмоциональном отвержении, при котором родители постоянно недовольны ребенком и  предъявляют  к нему претензии, что он не «тот», не «такой». Стиль, характеризующийся повышенной моральной ответственностью, включает предъявление требований, не соответствующих возрасту и реальным возможностям ребенка,  возложение на него ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивое ожидание больших успехов в жизни и т. д.  

Поддерживать ребенка – значит верить в него

Профилактика жестокого обращения с ребенком  заключается в  анализе родителями своих установок и выбор оптимального стиля воспитания, характеризующегося выражением любви, эмоциональной поддержкой и принятием.  Отдельные специалисты характеризуют такой стиль как адекватный, сочувствующий, принимающий. При этом вовсе не означает, что не нужно предъявлять требования по отношению к ребенку. Предъявляемые требования следует определять исходя из особенностей и возможностей ребенка, а поощрение и наказание должно быть аргументированным и системным. Необходимо выстраивать отношения, основанные на взаимном уважении.   

Мы должны показать ребенку, что  понимаем его мысли и чувства. Вы можете и не согласиться с ним, но в силах принять его чувства. Принятие можно показать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Также необходима психологическая поддержка детей.  Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда хорошо. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание забыть о его прошлых неудачах, помочь обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей, помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Высказывания поддержки: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; благодарю тебя; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал и другие. Главное, чтобы эти слова произносились искренне и с любовью. Поддержать ребенка можно улыбкой, прикосновением, предложением что-то сделать вместе, куда-нибудь сходить или просто физически быть рядом  – сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его. Безусловно, есть тонкости в общении с детьми разного возраста. Это касается возрастных психологических особенностей. Но все же определяющим является искреннее желание что-то изменить в лучшую сторону и чувствование родителем своего ребенка. В основе отношений, благотворно влияющих на психическое и психологическое здоровье ребенка, должна быть любовь, характеризующаяся заботой, ответственностью, заинтересованностью его жизнью, уважением к нему, верой в его возможности, принятием и пониманием.

Ведущий психолог БУЗОО «ОЦМП» Е. Е. Паустьян

 

 


Новости ЗОЖ 55

Радиопередача 3 июня
Курение и потенция. Проблема, о которой не принято говорить
Учат не только в школе говорим о вреде курения с детьми
Бросаем вызов! 5 шагов, чтобы бросить курить
Оцените степень никотиновой зависимости
Курение вредит вашему здоровью. Осторожно, электронные сигареты!
Выбор сделан. Бросаем курить
Вы решили бросить курить... С чего начать?
Курение вредит вашему здоровью
Чем опасны электронные сигареты
Правила здорового сердца
Формула здорового сердца
Признаки инфаркта
Сердечная недостаточность.
Причины,симптомы,профилактические меры
Проверьте уровень холестерина
Порядок оказания медпомощи участникам СВО
НАДЕЖНО. УДОБНО. БЕСПЛАТНО.
Важно Демографический помогатор
Детский телефон доверия
Если не скачиваются медицинские документы с портала Госуслуг
Telegram чат-бот «Доступная среДА 24/7
Бесплатная телефонная помощь для желающих бросить курить
Пройдите социологический опрос
Устанавливаем самозапрет, чтобы защититься от мошенников
Осторожно мошенники
Порядок прохождения гражданином медико-санитарной экспертизы
Защитись от онлайн - мошенников









 

 

Компоненты ЗОЖ

Тарелка здорового питания

Пройди углубленную диспансеризацию