Родителям о когнитивных нарушениях у детей
Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они проявляются в снижениях и нарушениях речи, функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.
В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины их проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.
- При лёгком когнитивном нарушении проявления будут незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
- При умеренном когнитивном нарушении проявляются ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
- При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений. Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.
Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения:
- органические – к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести необратимую форму;
- функциональные – проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
- нейрокогнитивные – нарушения свойственны для органических психических расстройств.
Признаки когнитивных расстройств у детей могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.
Но на что же обратить внимание родителям? Обратите внимание на:
– задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.;
– слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр.);
– недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр.);
– развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;
– ориентирование ребёнка в пространстве (понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
– связанность изложения своих мыслей;
– понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.
Таким образом, если вы заметили некие особенности в поведении и развитии своего ребёнка – обратитесь к специалистам. Они помогут провести диагностику и при необходимости назначить лечение или определить корректирующие упражнения. Покажите ребёнка неврологу, и доктор назначит необходимые для диагностики исследования.
Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.
Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.
Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:
- учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память;
- развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций;
- пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи;
- составляйте рассказы по картинкам;
- находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость;
- считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств;
- играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию;
- собирайте пазлы;
- составляете последовательности (например, собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления);
- с маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.
- тренируйте когнитивные способности ребёнка с помощью игр для когнитивной стимуляции и персональной когнитивной тренировки.
(Из открытых интернет-источников)
Материал подготовила специалист БУЗОО «ОЦМП» Р. А. Пуцарь
Новости ЗОЖ 55
Радиопередача 26 ноября
Неделя борьбы с антимикробной резистентностью
Врач - ваш союзник в заботе о здоровье
Ни при каких условиях нельзя назначать себе антибиотики самостоятельно!
Чем опасно самолечение?
Ненадлежащее и нерациональное использование антибиотиков - угроза для всех нас
Правильное питание. При сахарном диабете 2 типа и избыточной массе тела
Правила нахождения на железнодорожном пути
Выдыхай: расслабляющие техники
Жизнь без тревоги и стресса
Экспресс-приемы саморегуляции психоэмоционального состояния
Как сохранить психическое здоровье
Как позаботиться о психологическом здоровье ребенка
Как подружиться с овощами
Полезные овощи и фрукты
Рекомендуем мужчинам пройти социологический опрос
Возможность бесплатно пройти маммографию
Центр общественной поддержки семьи и семейных ценностей
Видеоролик Активное долголетие
Семейные ценности. Родословие для внуков
Рак молочной железы симптомы, группа риска и профилактика
Видеоролик Поделись улыбкой
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков
Порядок прохождения гражданином медико-санитарной экспертизы
Программа долгосрочных сбережений
Накопления-это просто
Защитись от онлайн - мошенников