Родителям о когнитивных нарушениях у детей
Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они проявляются в снижениях и нарушениях речи, функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.
В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины их проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.
- При лёгком когнитивном нарушении проявления будут незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
- При умеренном когнитивном нарушении проявляются ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
- При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений. Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.
Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения:
- органические – к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести необратимую форму;
- функциональные – проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
- нейрокогнитивные – нарушения свойственны для органических психических расстройств.
Признаки когнитивных расстройств у детей могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.
Но на что же обратить внимание родителям? Обратите внимание на:
– задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.;
– слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр.);
– недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр.);
– развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;
– ориентирование ребёнка в пространстве (понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
– связанность изложения своих мыслей;
– понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.
Таким образом, если вы заметили некие особенности в поведении и развитии своего ребёнка – обратитесь к специалистам. Они помогут провести диагностику и при необходимости назначить лечение или определить корректирующие упражнения. Покажите ребёнка неврологу, и доктор назначит необходимые для диагностики исследования.
Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.
Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.
Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:
- учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память;
- развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций;
- пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи;
- составляйте рассказы по картинкам;
- находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость;
- считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств;
- играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию;
- собирайте пазлы;
- составляете последовательности (например, собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления);
- с маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.
- тренируйте когнитивные способности ребёнка с помощью игр для когнитивной стимуляции и персональной когнитивной тренировки.
(Из открытых интернет-источников)
Материал подготовила специалист БУЗОО «ОЦМП» Р. А. Пуцарь
Новости ЗОЖ 55
Центр для здоровья
Академия «Знание»
Что нужно знать о сибирской язве?
Правила цифровой безопасности. Средства родительского контроля
Правила цифровой безопасности. Угрозы в интернете
Правила цифровой безопасности. Рекомендации по обеспечению интернет-безопасности детей
Правила цифровой безопасности. Цифровая зависимость детей и подростков
Правила цифровой безопасности. Профилактика цифровой зависимости детей и подростков
Чем диспансеризация отличается от профилактического медицинского осмотра
Радиопередача 16 сентября
«Дни здоровья» в «Меге»
80 лет атомной промышленности России
Всероссийская акция «Человек идущий
Что делать если в аптеке нет льготных лекарств?
Профилактика гриппа - вакцинация
Осторожно:грипп
Респираторная гигиена
ВАЖНО. Рекомендации для родителей по оказанию экстренной помощи и профилактике травматизма
Единый федеральный телеграм-чат
Пневмококковая инфекция
Запись к врачам узкой специализации
Новые правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся
Профилактические осмотры несовершеннолетних
Меры поддержки соотечественников
на территории Омской области
Законы направленные на защиту детей
Порядок оказания медпомощи участникам СВО
НАДЕЖНО. УДОБНО. БЕСПЛАТНО.
Важно Демографический помогатор
80 лет атомной промышленности в России