Жестокое обращение с детьми в семье и его последствия для ребенка
Семья – один из базовых социальных институтов общества. Результаты социологических исследований показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия с окружающим миром, осваивают различные социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование «образа-Я» у ребенка, а именно, системы представлений о себе.
К чему приводит психологическое насилие над ребёнком
Отношения с родителями являются основной базовой моделью, определяющей все другие отношения человека, которые он впоследствии выстраивает в окружающем мире. Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспитании и обучении ребенка, являются носителями знаний и навыков, которыми он должен овладеть, чтобы адаптироваться к жизни. Они задают морально-нравственные ориентиры поведения, прежде всего, своим собственным примером.
Психическое развитие ребенка и его личностные качества в наибольшей степени определяются эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Согласно проведенным исследованиям, в последние десятилетия отмечается ухудшение психического здоровья среди детей и подростков.
Семья является одним из ведущих факторов формирования здоровой психики. А жестокое обращение с детьми в семье влечет серьезные, в большинстве случаев необратимые последствия для психического здоровья ребенка. В широком понимании под жестоким обращением понимается любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате чего нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Насилие, переживаемое ребенком, неблагоприятно сказывается на эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах. Согласно исследованиям, у большинства детей, в семьях которых имеет место любой вид насилия, наблюдаются признаки задержки физического и психического развития. У них ухудшается память, способности сосредотачивать и распределять внимание, обедняется речь, может появиться заикание. Такие дети испытывают сложности при адаптации к детскому саду, школе. Дети и подростки, являющиеся очевидцами и испытывающие домашнее насилие, подвергаются повышенному риску формирования вины, тревожности и страхов. Низкая самооценка ребенка способствует формированию убежденности в собственной неполноценности, в результате чего ему сложно добиться уважения, успеха, у него возникают сложности в учебе и общении со сверстниками. Среди таких детей отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. Могут иметь место попытки покончить с собой или завершенные самоубийства. Жестокое отношение к ребенку, его отвержение создает условия для развития комплекса жертвы, агрессивного поведения в отношении себя и других. Решение своих проблем дети с комплексом жертвы часто находят в асоциальной среде, совершая преступления. У большинства из них может формироваться пристрастие к никотину, алкоголю, наркотикам. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться психосоматические заболевания. Также жестокое обращение с детьми может являться первопричиной ожирения или, наоборот, резкой потери веса.
В отношении детей могут иметь место такие формы насилия, как физическое, сексуальное, психологическое, и пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка.
В преддверии Всемирного дня психического здоровья хотелось бы более подробно остановиться на психологическом насилии. Как правило, родители и другие воспитывающие взрослые имеют общие представления в отношении физического и сексуального насилия. Что же касается пренебрежения основными интересами и нуждами ребенка, и в особенности, психологического насилия, то здесь понимание и представления в большинстве случаев носят достаточно размытый характер. Родители, зачастую из благих, по их представлениям, побуждений и с целью воспитательного воздействия наносят непоправимый вред психике ребенка, который впоследствии может обернуться серьезной трагедий (заболевание, суицид, правонарушение, зависимость и пр.).
Психологическое насилие – это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. По мнению специалистов, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.
Психологическое насилие над ребенком проявляется в неспособности родителей выражать любовь по отношению к нему; в лишении сочувствия, игнорировании его потребности в поддержке, общении; в унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка; в постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для него эмоций (страха, плача, гнева и т. д.), в угрозах наказанием, побоями, в оскорблении. Этот список можно продолжить. Игнорирование ребенка родителями, нежелание контактировать с ним, которое достаточно часто выбирается в качестве наказания, запугивание «оставлением» и многие другие инструменты воспитания, используемые родителями, оказывают разрушительное воздействие на психику ребенка.
Как правило, взрослые, исходя из опыта воспитания, сложившегося в семье, следуя определенным традициям собственного опыта, формируют свой стиль взаимодействия с ребенком. При этом отдельные стили воспитания предполагают формы жестокого обращения с детьми. Особенности стиля воспитания родителей проявляются в установках по отношению к ребенку. Например, установка «сильные люди не плачут» лишает ребенка сочувствия, поддержки, формирует у него чувство стыда и вины за проявление естественных для него эмоций (страха, плача, гнева и т. д.). Установка «не будешь слушаться – заболеешь» содержит угрозу наказанием, манипуляцию, а «сколько сил мы тебе отдали, а ты…» формирует чувство стыда и вины. Этот список можно продолжить. Подобные установки определяют стили родительского отношения, предполагающие жестокое обращение с ребенком. Среди них: гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля над поведением ребенка; доминирующая гиперпротекция, как гипертрофированное внимание и забота о ребенке, сочетающаяся с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, а также потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.
Стоит также упомянуть об эмоциональном отвержении, при котором родители постоянно недовольны ребенком и предъявляют к нему претензии, что он не «тот», не «такой». Стиль, характеризующийся повышенной моральной ответственностью, включает предъявление требований, не соответствующих возрасту и реальным возможностям ребенка, возложение на него ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивое ожидание больших успехов в жизни и т. д.
Поддерживать ребенка – значит верить в него
Профилактика жестокого обращения с ребенком заключается в анализе родителями своих установок и выбор оптимального стиля воспитания, характеризующегося выражением любви, эмоциональной поддержкой и принятием. Отдельные специалисты характеризуют такой стиль как адекватный, сочувствующий, принимающий. При этом вовсе не означает, что не нужно предъявлять требования по отношению к ребенку. Предъявляемые требования следует определять исходя из особенностей и возможностей ребенка, а поощрение и наказание должно быть аргументированным и системным. Необходимо выстраивать отношения, основанные на взаимном уважении.
Мы должны показать ребенку, что понимаем его мысли и чувства. Вы можете и не согласиться с ним, но в силах принять его чувства. Принятие можно показать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Также необходима психологическая поддержка детей. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда хорошо. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание забыть о его прошлых неудачах, помочь обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей, помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Высказывания поддержки: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; благодарю тебя; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал и другие. Главное, чтобы эти слова произносились искренне и с любовью. Поддержать ребенка можно улыбкой, прикосновением, предложением что-то сделать вместе, куда-нибудь сходить или просто физически быть рядом – сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его. Безусловно, есть тонкости в общении с детьми разного возраста. Это касается возрастных психологических особенностей. Но все же определяющим является искреннее желание что-то изменить в лучшую сторону и чувствование родителем своего ребенка. В основе отношений, благотворно влияющих на психическое и психологическое здоровье ребенка, должна быть любовь, характеризующаяся заботой, ответственностью, заинтересованностью его жизнью, уважением к нему, верой в его возможности, принятием и пониманием.
Ведущий психолог БУЗОО «ОЦМП» Е. Е. Паустьян