Поговорим о гигиене
В последнее время в связи с распространением новой коронавирусной инфекции по всему миру тема гигиены и соблюдения гигиенических норм и правил стала как никогда актуальной. Гигиена – это не только частое мытьё рук и влажная уборка помещений. Гигиена – целая наука, имеющая много разделов и подразделов, охватывающая множество сфер жизнедеятельности человека.
О том, что же это такое, каковы основные правилах гигиены, а также о многом другом, мы поговорили с профессором, доктором медицинских наук, заведующей кафедрой общей гигиены, гигиены детей и подростков ОмГМУ Жанной Гудиновой.
– Жанна Владимировна, что такое гигиена и гигиеническое воспитание?
– Гигиена – это медицинская наука, изучающая закономерности влияния среды обитания, производственной среды на организм человека, его работоспособность, продолжительность жизни с целью сохранения его здоровья путем разработки санитарных нормативов, требований и различных мероприятий, направленных на оздоровление населенных мест, условий труда, учебы и быта.
Гигиеническое воспитание – это комплекс мер государства, общества и личности по формированию знаний, навыков, умений и привычек, обеспечивающих гигиенически обоснованное поведение и потребность в здоровом образе жизни человека и общества. Гигиеническое воспитание – это обязательное условие повышения не только санитарной культуры, но и качества жизни людей.
– Каковы основные правила личной гигиены? Каким образом приучать ребёнка к выполнению этих правил? Насколько важна личная гигиена в профилактике инфекционных заболеваний, особенно в сегодняшнее время – время распространения новой коронавирусной инфекции?
– Личная гигиена — это раздел гигиены, охватывающий вопросы сохранения здоровья путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности.
При несоблюдении правил личной гигиены невозможно сохранить здоровье даже при высоком уровне развития общественной гигиены. Несоблюдение элементов личной гигиены одним человеком может сказаться на здоровье и других людей, контактирующих с ним. Человек, не соблюдающий основ личной гигиены, может стать причиной эпидемии, пищевого отравления и др. Особенно важно это в настоящее время – в период второй волны распространения новой коронавирусной инфекции, который приходится на холодное время года. В целях предупреждения подобных заболеваний с простудным фактором следует также одеваться тепло, по сезону, не допускать переохлаждения организма.
Основные элементы личной гигиены: регулярное, частое мытье рук и тела, уход за кожей и зубами, регулярная (по мере необходимости) смена белья и одежды, регулярная смена постельного белья, влажная уборка помещений, содержание в чистоте всех предметов обихода (посуды, игрушек, клавиатуры компьютера и проч.).
Уход за кожей – это основа личной гигиены. Плохой уход за кожей нарушает нормальную ее функцию, приводит к развитию гнойничковых и грибковых заболеваний. На руках могут накапливаться микроорганизмы и яйца гельминтов, большая часть – под ногтями. Особенно это актуально для детей с их несформированными навыками личной гигиены и потребностями познания мира. Чистота кожи поддерживается мытьем горячей водой (38° и выше) с мылом в бане, ванне, под душем не реже одного раза в неделю, а в условиях сильного загрязнения и потоотделения чаще. Открытые части подвергаются большему загрязнению, в связи с чем должны мыться не менее двух раз в день (утром и вечером).
Руки необходимо тщательно мыть водой с мылом возможно чаще, обязательно после посещения уборной, выполнения каких-либо грязных работ и перед приемом пищи. Кожа выделяет особые вещества, уничтожающие микроорганизмы, попадающие на нее. Чем чище кожа рук, тем лучше проявляется действие этих бактерицидных веществ. Поэтому будет весьма правильно мыть руки и перед выполнением грязных работ.
Очень важен уход за зубами. Потеря зубов не только препятствует полноценному пережевыванию пищи, особенно твёрдой, которая является источником витаминов и других полезных веществ (овощи, фрукты), но и изменяет прикус и лицо человека, так что оно кажется старше.
Основными условиями сохранения зубов являются: регулярный уход за ними (чистка зубов два раза в день в течение двух минут, полоскание после еды), прием твердой пищи для укрепления зубов, сведение к минимуму сладостей, а также регулярные профилактические осмотры стоматолога.
Для того, чтобы человек поддерживал личную гигиену, наиболее важна привычка с детства и высокая мотивация, а также бытовые условия для поддержания личной гигиены: водоснабжение холодное и горячее, канализация жилья, благоустроенный санузел, комфортный микроклимат, специально выделенное время в режиме дня, перед едой, для осуществления правил личной гигиены и др.
– Что собой представляет школьная гигиена? О чём должны знать и что выполнять ученики и школьные педагоги?
– Школьная гигиена – это устаревший термин. Современное название нашей науки – гигиена детей и подростков. Это медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды, условий обучения и воспитания на организм детей и подростков с целью разработки разного рода мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья, благоприятное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Насколько широка сфера интересов и обязанностей современных детей, настолько широка и предметная область гигиены детей и подростков. Это здоровье детей, гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня; гигиена физического воспитания; гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования, профориентация; это гигиена питания детей и подростков; гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков; гигиеническое обучение и воспитание, основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения. В последнее время к этому перечню добавились такие разделы, как цифровизация обучения и среды детей, гигиена онлайн-обучения.
Что должны знать ученики и учителя? Очевидно, самый необходимый минимум знаний заложен в основном нормативном документе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Много сейчас разного рода информации о здоровье и гигиене в интернете. Из наиболее авторитетных и заслуживающих доверия порталов следует отметить сайт нашего ведущего научного учреждения НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (https://niigd.ru/ ), где представлены самые актуальные материалы, в том числе материалы по влиянию на здоровье детей недавней самоизоляции – руководство «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» и др.
– Гигиена питания. Её основные правила?
– Рациональное питание разных групп населения реализуется на базе общих принципов:
1) энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энерготратам организма, в организме должен поддерживаться нулевой, без избытка или недостатка энергетический баланс;
2) питание должно удовлетворять физиологические потребности в пищевых веществах (это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины), сбалансированных между собой в оптимальных соотношениях;
3) прием пищи должен осуществляться в определенных режиме и условиях, с приемом большей половины пищи (60%) в первую половину дня, примерно до 14.00, исключение поздних и тем более ночных приемов пищи (если человек не работает в ночную смену);
4) пища должна иметь приятный вкус (однако следует помнить, что вкус нашей пище чаще всего придают жир и сахар), пища должна создавать длительное чувство насыщения, быть разнообразной (для поддержания хорошего аппетита, особенно у детей), хорошо перевариваться и не быть обременительной для пищеварительной системы (следует помнить, что возможности пищеварительной системы детей существенно отличаются от взрослых);
5) пища должна быть безвредной в отношении микроорганизмов, токсических веществ и радионуклидов (ее нужно покупать в специализированных магазинах, рынках, не у дорог или из багажника – это всегда риск).
6) питание должно строиться с учетом индивидуальных особенностей – заболеваний, деятельности, физиологического состояния и проч.
– Можете перечислить наиболее распространённые ошибки при выполнении гигиенических правил?
– Их так много – и правил и тем более нарушений, что, пожалуй, их перечислить невозможно. Могу только сказать, что с одной стороны, интернет сделал более доступными многие гигиенические знания. С другой стороны, не всегда интернет-источникам можно доверять, и не всегда люди правильно понимают медицинскую информацию – в отсутствие специального медицинского образования. И все чаще в последнее время наблюдается печальная картина недоверия людей профессионалам (врачам, в частности).
– Спасибо за беседу.
Беседовала Алла Ладан