Цифровая образовательная среда. Что нужно знать родителю
Многие родители до сих пор находятся под впечатлением дистанционной подготовки школьников в период распространения новой коронавирусной инфекции. Накануне нового учебного года и возможных повторов подобной ситуации попробуем разобраться с родителями в определенных тонкостях онлайн-обучения в домашних условиях.
За последние годы резко возросла информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения, что внесло свой вклад в ухудшение состояния здоровья детей. По данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России–НМИЦ здоровья детей, у школьников от 1-го к 11-му классу наблюдается рост на 14,7% распространенности функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, на 52,8% – хронических заболеваний, более 62% выпускников школ имеют нарушения зрения.
В июне 2020 года НМИЦ здоровья детей подготовил руководство по гигиеническим нормативам и специальным требованиям к устройству, содержанию и режимам работы в условия цифровой образовательной среды. По сути это рекомендации по использованию цифровых технологий в образовательных целях для организаторов образования, педагогов, производителей электронных средств обучения, в том числе и для родителей, бабушек, дедушек – всех, кто помогает детям учиться в домашних условиях при временном ограничении посещения учебных заведений. В основу документа положены данные научных исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых технологий под эгидой отделений медицинских наук РАН, использованы рекомендации ВОЗ и лучшие мировые практики по гигиене цифровой образовательной среды для детей.
Как это часто бывает, ученые-исследователи озвучили факты, дали полезные рекомендации, а выводы на их основе может сделать каждый родитель и может постараться обеспечить минимизацию рисков для здоровья своего ребенка. Ниже приведу ключевые положения из рекомендаций.
Эксперты говорят, что в режиме онлайн-обучения следует использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет, при использовании системы беспроводной передачи данных расположение точки WiFi должно быть на расстоянии не менее 5 метров от рабочего места обучающегося!
Если ребенок использует ноутбук, его следует размещать только на твердой ровной поверхности. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа. А если ноутбук используется детьми начальных классов, необходимо предусмотреть дополнительную клавиатуру. Кстати, гигиенисты склоняются к мнению, что для всех возрастных групп для поиска информации и чтения не допускается использование смартфонов! Смартфон для школьника – исключительно средство связи.
Еще один важный аспект – рабочее место. Во-первых, учитываем соответствие мебели росту ребенка. Во-вторых, при работе необходимо не только естественное (дневной свет) и общее искусственное освещение (свет от люстр, комнатных светильников), но и местное на рабочем столе. Причем, местный источник света должен располагаться сбоку от компьютера или ноутбука, чтобы избежать бликов на поверхности экрана, а достаточная освещенность на рабочем месте может быть обеспечена лампой мощностью не менее 60 Вт.
Теперь остановимся еще на важных, с гигиенической точки зрения, моментах: необходимая зрительная дистанция до монитора должна быть не менее 50 см. Если в процессе обучения возникает необходимость пользоваться наушниками, следует ограничить их непрерывное применение не более часа (для детей всех возрастных групп!), причем оптимальный уровень громкости должен составлять 60% от максимально возможного. В случае если по какой-то причине приостановлено использование компьютера, последний надо обязательно выключать или перевести в «спящий» режим, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения ребенка.
При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта (особенно это актуально в период распространения коронавирусной инфекции).
Традиционно, перед началом занятий и каждый час работы, помещение, в котором проводятся занятия, следует проветривать (не менее 15 минут) с учетом погодно-климатических условий, но помнить, что в присутствии детей следует избегать сквозняков.
При работе за компьютером, ноутбуком ребенок устает, поэтому для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, для снятия напряжения с мышц шеи, плечевого пояса, туловища во время и между занятиями делаем активные перерывы. Существуют разработанные комплексы упражнений с учетом преобладающих учебных нагрузок и состояния обучающихся. Родителям достаточно знать, что включая в физкультминутки упражнения для глаз, для мышц шеи, рук, туловища, можно профилактировать многие виды утомления и сохранить здоровье. Более того, если взрослые сформируют привычку в проведении физкультпауз, в дальнейшем у ребенка будет потребность в подобных активных перерывах.
В отношении подготовки домашних заданий и чтения однозначно отдаем предпочтение учебным изданиям на бумажных носителях и обычным тетрадям. Кстати, эта рекомендация касается и старшеклассников. Особое внимание обращаем на то, что необходимо минимизировать или исключить работу, при которой ребенок должен переписывать задания с экрана в тетрадь, это связано с постоянной зрительной нагрузкой, при выполнении таких заданий сложно поддерживать рациональную рабочую позу.
И, наконец, использование компьютеров, ноутбуков, планшетов во внеучебное время. В этой ситуации режим «взаимоотношений» с электронными устройствами должен строиться на соотношении «один к трем» для обучающихся от 6 до 8 лет; для обучающихся 9–15 лет – «один к двум»; для обучающихся старше 15 лет – «один к одному». К примеру, «один к одному» – это значит, что на каждые 30 мин. работы у ребенка должно приходиться 30 мин. отдыха.
Эти рекомендации могут использоваться родителями как при онлайн-обучении детей, так и в повседневной жизни. Соблюдая гигиенические требования к оборудованию, рабочему месту, режиму учебы и отдыха детей при обучении с использованием компьютерной техники можно снизить риски для здоровья ребенка.
В. Е. Кухта,
заведующий отделом межведомственных связей
и комплексных программ профилактики БУЗОО «ОЦМП»