Лучше предупреждать нежелательную беременность, чем делать аборт
В этом убеждена врач-гинеколог, кандидат медицинских наук Наталья Давыдова. За её плечами огромный багаж знаний, опыта и работы по специальности в различных государственных лечебных учреждениях омского региона. Последние 15 лет Наталья Ильинична трудится в частной клинике, и ситуация с абортами, по её мнению, не становится лучше. Наоборот, большая часть её беременных пациенток предпочитает сделать аборт, нежели сохранить беременность.
– Наталья Ильинична, что такое медицинский аборт?
– Это искусственное прерывание беременности, которое по желанию женщины в нашей стране разрешено до 12 недель беременности. На большем сроке прерывание может быть произведено только по медицинским показаниям, когда беременность угрожает жизни и здоровью женщины. Существует несколько видов аборта: медикаментозный и хирургический, которые проводятся на разных сроках беременности. Любой аборт – это вмешательство в уже сложившуюся ситуацию в организме, который настроился на беременность. Медикаментозным ли путём, хирургическим ли – мы всё равно вызываем определённый срыв установившейся системы. Любой аборт неизбежно несет за собой риск осложнений, ранних или поздних. К ним можно отнести кровотечения, требующие порой серьёзных хирургических вмешательств. Во время хирургического аборта часть плодного яйца может остаться внутри матки, и это тоже вызовет кровотечения. Перфорация матки – одно из самых серьезных осложнений аборта. В ходе операции происходит разрыв стенки матки вводимыми инструментами. Перфорация матки требует немедленного хирургического лечения, а в особо тяжелых случаях необходимо её оперативное удаление. К отдалённым последствиям аборта можно отнести хронические воспалительные заболевания, спаечные процессы, гормональные нарушения, бесплодие. На сегодняшний день бесплодия очень много: 20–25 % на каждые 100 пар.
– Почему именно первый аборт приводит к бесплодию впоследствии?
– При хирургическом вмешательстве микрофлора, содержащаяся во влагалище (даже не патогенная), попадает через цервикальный канал в полость матки на раневую поверхность, возникает воспаление. Маточная труба, в которой и происходит оплодотворение, пропускает волос – такая она тоненькая! Из-за воспаления в ней возникают спайки, и, как следствие, яйцеклетка не оплодотворяется, беременность не наступает. Бывает и гормональное бесплодие, развившееся в результате слома гормонального баланса при аборте.
– Как объясняют ваши пациентки желание избавиться от ребёнка?
– Как правило, на аборт идут молодые женщины в возрасте от 16 и до 30 лет, которые ещё не закончили учёбу в вузе или колледже, либо не имеющие мужей или не желающие вместе со своим половым партнёрам объединяться для совместной жизни. Порой причинами, толкнувшими на аборт, является страх перед родителями, которые об этом не знают, отсутствие материальных возможностей растить ребёнка. Часто приходят те, кто начал раннюю половую жизнь и не умеет предохраняться – им просто никто и нигде об этом не рассказывал. Они беременеют, и оказывается, что ребёнок таким юным мамочкам, бывает, что и школьницам, просто не нужен. Приходит такая школьница одна, иногда вместе с мамой, которая заявляет: «Нам ребёнок не нужен!» И девочка идёт на аборт, и какое будет в дальнейшем её репродуктивное здоровье – сложно сказать.
Конечно, беседуешь с каждой пациенткой, разъясняешь, чем может обернуться аборт в дальнейшем, более того, каждой даётся время основательно подумать, но, как правило, редко кто отказывается от прерывания нежелательной беременности. Зачастую такие пациентки отвечают: «Я знаю, что такое аборт, знаю, что это вредно, но всё равно буду его делать».
– Приходили ли к вам на приём женщины с бесплодием, делавшие аборты в своей жизни?
– Конечно! Это, как правило, женщины со вторичным бесплодием, т. е. те, которые имели уже беременность, но либо потеряли ребёнка на ранних сроках, либо сделали аборт.
– Каким образом по-вашему можно уменьшить количество абортов, свести их до минимума?
– Предупреждением нежелательной беременности! В основном пары не умеют предохраняться, не знают как. Часто в качестве такого метода выбирают метод даже не прошлого, а позапрошлого(!) века – прерванный половой акт. Такой способ предохранения наносит вред и мужскому, и женскому здоровью и абсолютно не надёжен. Я уже не говорю о том, что используют спринцевания, вагинальные таблетки, шарики – всё это очень ненадёжные средства контрацепции.
Стопроцентная защита от нежелательной беременности – гормональные противозачаточные препараты. Но их почему-то боятся использовать, боясь поправиться, набрать лишний вес. Да, они могут повышать аппетит, но женщина, их применяющая, должна об этом помнить и ограничивать себя в употреблении жирной и мучной пищи. Нужно учитывать, что спектр гормональных контрацептивных средств сейчас очень разнообразен, их ассортимент постоянно пополняется и совершенствуется, появились микродозированные препараты. Перечень побочных явлений от микродозированных препаратов очень невысок. Каждой пациентке подбирается препарат индивидуально с учётом проведённых обследований. И здесь следует помнить, что самостоятельно, без консультаций с врачом, нельзя употреблять гормональные противозачаточные препараты! Можно навредить собственному здоровью, и репродуктивному в первую очередь.
Сегодня половую жизнь молодёжь начинает очень рано – с 14–16 лет. Но социально молодые люди ещё не созрели: они не осознают, чем эта ранняя половая жизнь может закончиться. А заканчивается она, как правило, беременностью и абортом. Поэтому я считаю, что о способах контрацепции обязательно нужно рассказывать в школах в старших классах! И девочкам, и юношам, ведь в процессе зачатия участвует и мужчина. И о таком способе предохранения, как презерватив, юноши тоже должны знать. Презерватив – надёжное средство контрацепции плюс защита от инфекций, передающихся половым путём.
– Как вы относитесь к тому, что Русская Православная Церковь, православное сообщество России выступают за запрет абортов?
– Я считаю, что это неправильно. Каждый человек свободен в своём выборе. Это его право – выбрать, будет ли он рожать или нет.
С 1938 по 1953 гг. в нашей стране аборты были запрещены, и это привело к резкому увеличению криминальных абортов, которые в большинстве своём приводили к смерти женщины. И если запретить аборты сегодня, то это также приведёт к росту внебольничных абортов: найдут бабок, дедок, найдут и медицинских работников, готовых «помочь» явно небескорыстно. А аборты вне больничных стен чреваты тяжёлыми осложнениями для женщины, вплоть до её гибели.
Беседовала Алла Ладан