Скоро в школу! Радость или стресс?

До окончания летних каникул осталось совсем немного. Скоро школьники вновь сядут за парту и продолжат пополнять свой багаж знаний. А кто-то переступит школьный порог впервые. О том, как помочь ребенку справиться со стрессом, связанным с предстоящей адаптацией к школе, мы поговорили с ведущим психологом БУЗОО «Областной центр медицинской профилактики» Еленой Евгеньевной Паустьян.

- Елена Евгеньевна, что может ощущать ребенок, когда после длительного перерыва возвращается к учебе?

Елена Паустьян: Всем, я думаю, знакомы ощущения при выходе на работу после продолжительных выходных или после отпуска.  Тем более, когда длительное время отсутствовала деятельность, похожая на ту, которую вы выполняете на работе. Поэтому если говорить об ощущениях, то они могут быть разные и зависят от окружающего пространства, среды, индивидуальных особенностей ребенка. Они могут быть сопряжены как с состоянием эмоционального комфорта, так и психоэмоционального стресса, сопровождающегося снижением иммунитета и пр.

После продолжительных каникул школьникам предстоит адаптация к учебному процессу. При условии успешной адаптации ребенку комфортно в школе, он положительно относится к ней, понимает и легко усваивает учебный материал, внимательно слушает объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, пользуется авторитетом у большинства одноклассников, его уважают.

Если школьник негативно относится к школе или испытывает безразличие, систематически жалуется на состояние здоровья, пребывает в подавленном настроении, раздражителен, испытывает сложности при усвоении учебного материала, нарушает дисциплину, не имеет друзей - это признаки нарушения адаптации. Они могут выражаться и в форме протестных реакций таких, как враждебность или избегание, тревожность и неуверенность. Чаще всего подобные нарушения встречается у детей младшего школьного возраста, но проявляются и у школьников среднего и старшего звена.

Соответственно, если ребенок изначально, перед уходом на каникулы, уже испытывал сложности с адаптацией, и у него со школой связаны не очень приятные ощущения, то возвращение после каникул может сопровождаться психоэмоциональным стрессом.

Когда ребенок имеет опыт успеха в школе, ему хочется познавать что-то новое, общаться с одноклассниками, то и процесс адаптации после каникул будет с большей степенью вероятности сопровождаться позитивными эмоциями.

- Считается, что возобновление учебы после каникул, как и работы, после отпуска в любом случае предполагает стресс. Так ли это?

Елена Паустьян: Да, как правило. После затяжных каникул ребенку нужно подстраиваться к изменившимся условиям - меняется режим дня, возобновляются школьные правила, или появляются новые, возрастает эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, расширяется круг общения и пр. Особенно это касается первоклассников, которые осваивают новую социальную роль – «ученик».

По определению стресс - это состояние эмоционального и физического напряжения, возникающее в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и деятельности, так и при особых обстоятельствах.  Стресс - не что иное, как адаптивный механизм, который помогает реагировать на неопределенные и экстремальные ситуации. Кратковременные ситуативные стрессы - необходимы. Они способствуют мобилизации внутренних резервов человека.

Но если стрессовая ситуация не разрешается, а все возможные известные способы испробованы, он становится затяжным, тогда наступает истощение организма.

- Как долго ребенок будет привыкать к школе?

 Елена Паустьян: Период адаптации к школе для первоклассников в среднем составляет 1,5-2 месяца, это при условии легкой адаптации. При адаптации средней тяжести напряжение и, соответственно, его проявления, могут наблюдаться в течение первого полугодия. Если адаптация проходит достаточно тяжело, то к концу учебного прогрессируют нарушения в состоянии здоровья.

Соответственно, у пятиклассников на адаптацию в среднем уходит около 4-6 недель. Школьники 6-11- классов в среднем после каникул привыкают к школе 2-3 недели.

- Могут ли родители повлиять на процесс адаптации, облегчить его? Как снизить влияние неблагоприятных воздействий на ребенка, ведущих к возникновению стрессовых состояний?

Елена Паустьян: Первое, на что стоит обратить внимание -  режим дня и полноценный сон. Примерно за 2-3 недели до начала обучения оптимизируйте режим дня ребенка, с учетом регулярных прогулок, физической и познавательной активности. Продолжительность и количество режимных составляющих зависит от возраста. К примеру, для будущих первоклассников занятия на познавательную активность и умственное напряжение можно встраивать в режим дня 3-4 раза в неделю. Их продолжительность не должна превышать 30 минут, включая физминутки. Нужно сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными, ритмикой. Для будущих первоклассников важно включать сюжетно-ролевые игры, игры по правилам. Последние будут способствовать формированию произвольного поведения. Способность подчиняться правилам и контролировать их выполнение  крайне необходима для успешной учебной деятельности. Продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 6-7 лет не должна превышать 15 минут, не чаще трех раз в неделю.  

Для обучающихся младших классов, средней школы и старшеклассников также предполагается постепенное введение в распорядок дня деятельности, связанной с умственной и физической активностью. Как варианты - вспомнить задание, которое было дано на летний период. Можно начать повторять учебный материал, пройденный в прошлом году. Может быть, в качестве интеллектуальной нагрузки вы выберете курсы по иностранному языку, или что-либо еще.

Второе – режим питания. С начала учебного года усиливаются интеллектуальная и эмоциональная нагрузки. К примеру, недельная учебная нагрузка старшеклассника составляет около 45-50 часов, с учетом домашних заданий. Все чаще школьники перегружены учебными занятиями, что повышает тревожность и снижает фон настроения. Нервной системе ребенка требуется поддержка. Один из способов - обратить внимание на качество питания ребенка. В рационе должны обязательно присутствовать продукты, полезные для укрепления нервной системы: яйца, рыба, орехи, какао, гречка, отруби, ржаной хлеб, молоко, овощи и фрукты.

Следующий фактор поддержки – помощь ребенку в осознании цели обучения, иначе, ответ на вопрос - для чего нужно учиться. Цель должна быть понятной для ребенка, соответствовать его возрасту. Так, к примеру, для подростка 11-лет аргумент, что он когда-нибудь сможет получить профессию и зарабатывать деньги - недостаточно действенный. Профессиональное самоопределение актуально для старшеклассников. Ребенок проживает жизнь в режиме «здесь и сейчас», поэтому для него важно то, что интересно, в чем он успешен и где он может применить то, чему научился уже сейчас. Если цель навязана взрослыми, и ему непонятно, для чего он учится, не формируются внутренние, наиболее действенные мотивы к обучению. В таком случае, ребенок ходит в школу без желания. Для профилактики хронического эмоционального стресса необходимо обращать внимание на ресурсы, которыми располагает ребенок для достижения целей.  Если говорить о внутренних ресурсах ребенка, то это: состояние здоровья, знания и умения, особенности познавательной сферы (память, внимание, мышление), особенности нервной деятельности. И если у ребенка не хватает ресурсов для достижения цели, возникнет состояние эмоционального стресса. К примеру, поставлена цель «учится по всем предметам только на «отлично» и «хорошо», а ребенку сложно сосредоточить внимание по причине кризисной ситуации в семье (конфликты с родителями) или стресса, связанного со школой.

Четвертое – это спокойствие, психологическая поддержка, забота и понимание. Из практики знакома ситуация, когда родители испытывают тревожность и сомнение по поводу обучения ребенка в школе, его успехов, гораздо больше, чем сам ребенок. Это состояние передается ребенку, как и сомнения родителей в успехах, влияет на самооценку. Нужно знать реальные ресурсы ребенка, оказывать ему помощь и поддержку. Для начала, войдите в ситуацию, посмотрите на нее его глазами. Умейте психологически поддержать ребенка. Как правильно это сделать? Предоставьте ему возможность выговориться, рассказать о том, что его волнует, выслушайте, проявите интерес, выразив свое понимание. Даже если вам кажется, что его опасения несущественны, не спешите с выводами. То, что взрослый считает незначительным, для ребенка может быть очень актуальным.

- Как убедить ребенка в том, что уже сейчас ему крайне необходимо раньше укладываться спать, начать повторять учебный материал?

Елена Паустьян: Понятно, что ребенок может по-разному воспринять подобные предложения родителей. Здесь важно научиться договариваться и подбирать аргументы, для чего это нужно. Для конструктивного общения с подростком, можно воспользоваться техникой «Я-высказывание». Но это уже отдельная тема.