Как детям и родителям пережить ЕГЭ

У старшеклассников и их родителей наступает горячая пора  – сдача ЕГЭ у одиннадцатиклассников и ОГЭ – у девятых классов. Психологи не случайно этот период выделяют, как особенный. Повышенная тревожность, нервозность не лучшим образом сказываются на наших детях. О том, как без потерь пережить это время, не допустить нервного срыва у школьников, мы поговорили с ведущим психологом БУЗОО «Областной центр медицинской профилактики» Еленой Евгеньевной Паустьян.

 – Елена Евгеньевна, действительно ли подготовка к ЕГЭ или ОГЭ становится причиной серьезного стресса у старшеклассников? Что чувствуют и переживают в этот период дети?

 – Ситуация экзамена может стать причиной стресса. А вот какой стресс она может вызвать: легкий, средний или сильный – зависит от ряда факторов.  Среди них – значимость ситуации, ее новизна и неопределенность, степень нагрузки и наличия или отсутствия времени, которое требуется для подготовки к экзамену, и еще ряд факторов. Так, к примеру, если к экзамену необходимо подготовиться за три дня, при этом есть пробелы в знаниях, а нужна оценка «хорошо», кроме того, от результата экзамена зависит будущее поступление и отношение родителей, – в таком случае, конечно же, ситуация может стать серьезной причиной сильного стресса.

Уровень стресса также зависит от стрессоустойчивости каждого конкретного ребенка. Поэтому на вторую часть вопроса не стоит отвечать однозначно. Все зависит от совокупности внешних и внутренних факторов.  Кто-то может испытывать интерес и даже эмоциональный подъем, а кто-то – тревогу, страх, и, как ни странно, апатию и нежелание что-либо делать.  Существует статистика, что в срок конца мая – начала июня может в большей степени проявляться суицидальное поведение, что связно с периодом сдачи экзаменов. Последнее чаще всего случается, если ребенок воспринимает ситуацию как безысходную.

Есть мнение, что от постоянного нагнетания школьники устают гораздо больше, чем от процесса подготовки. Так ли это?

– Однозначно сказать не могу, такой статистики у меня нет. Сам процесс подготовки к экзаменам, в любом случае, требует напряжения внутренних ресурсов. Безусловно, эмоциональный фон, который сопровождает подготовку, влияет на функционирование познавательной сферы ребенка. Сосредоточение, запоминание информации, решение задач определенным образом зависят от эмоционального состояния. Зачастую родители и педагоги нагнетают ситуацию, пытаясь запугиванием мобилизовать ребенка, заставить его более серьезно, как им кажется, подойти к подготовке. Вместе с тем можно получить обратную реакцию. Так, высокая тревожность снижает возможности концентрации внимания, восприятия и запоминания информации. Конечно, не стоит вдаваться в крайности. С одной стороны, нужно проговаривать ребенку, что сдача экзаменов – это серьезный этап, к которому нужно хорошо подготовиться, рассчитав свои силы. Но при этом не стоит запугивать и нагнетать обстановку, что может негативно сказаться на подготовке и успешности сдачи.

– Мамы и папы нервничают не меньше, чем дети. Сегодня появились предварительные ЕГЭ для родителей, где можно самим написать экзамен, посмотреть, как проходит процедура. Помогают ли такие мероприятия успокоиться, справиться с волнением?

– В данном случае также нет однозначного ответа. Все зависит от ряда факторов: значимость ситуации для родителя, уровень его подготовки, личностные особенности и так далее. Если родитель тревожный или склонен концентрироваться на негативном, то эта ситуация может усугубить волнение, которое он  впоследствии передаст ребенку. Другой родитель, наоборот, почувствовав себя на месте сына или дочери, проявит лояльность и, заметив те моменты, которые могут вызвать затруднения, конструктивно поделится своим опытом.

– Важно не пропустить нервный срыв у ребенка. На какие симптомы родителям следует обратить внимание?

– Нервный срыв является результатом частых стрессовых реакций, длительных психологических нагрузок и может характеризоваться как выплеск внутреннего напряжения.  Поэтому в первую очередь для его предупреждения необходимо разумно подходить к психологическим нагрузкам. Исключить переутомление, адекватно и спокойно воспринимать ситуацию экзамена, рассчитывать все ресурсы.  Расстройство может проявляться по-разному. Кто-то замыкается в себе, изолируется от друзей и близких, отказываясь от совместного времяпрепровождения. Другой, наоборот, громко кричит, прилюдно закатывает истерики.  Что касается симптомов, на которые следует обратить внимание, то это, как правило, бессонница, раздражительность, тревога, чувство безнадежности, постоянная усталость, невозможность сосредоточиться, снижение внимания, ухудшение памяти  и другое.

– Как пережить это время с минимальными потерями, не допустить нервного срыва? Как себя вести педагогам и родителям, чтобы правильно настроить ребенка?

– Прежде всего принять существующую ситуацию как данность и продумать, что можно предпринять для ее оптимального исхода.

Первое, на что нужно обратить внимание, – это подготовка к экзаменам. Исключите цейтнот. Должно быть достаточно времени, для того чтобы спокойно подготовиться к экзамену. Часто подростки испытывают стресс, который возникает, когда дел много, а времени мало. Не стоит начинать готовиться к экзаменам в последний момент. Лучше распределить учебный материал и составить план-график с учетом выбора дней и времени на подготовку, объема подготовки и тех пробелов в знаниях, которые необходимо восполнить.  

Второе – нужно реально оценивать собственные знания и умения. Это касается и родительской оценки. Для этого исключите все пробелы в знаниях. Не стоит завышать планку своих достижений, но и не исключайте более высокий результат.

Третье – формируйте позитивный настрой и уверенность. Для этого необходимо исключить самообвинение и сосредоточиться на достижениях, на качествах, которые помогали в подобных ситуациях.  Представляйте как можно чаще этот образ и «входите» в него. Сосредотачивайте внимание на позитиве.  Позитивные мысли формируют позитивные эмоции, а эмоции воплощают мысли в реальность.

Четвертое – заранее овладейте простыми приемами саморегуляции. Они могут особенно пригодиться в день экзамена. Один из них – противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее: вдох–1–2–3–4, задержка–1–2–3–4, выдох–1–2–3–4–5–6–7–8. 

Педагогам и родителям нужно оказывать помощь и поддержку ребенку, если это необходимо. Очень важно обеспечить спокойную обстановку, предъявлять реальные требования к подростку,  не завышая планку достижений, подбадривать его, обращая внимание на сильные стороны, которые могут помочь в сдаче экзамена.  

– Как вести себя в день экзамена? Какие можно дать советы?

– Перед экзаменом нужно обязательно отдохнуть и выспаться. В таком случае мозг работает быстрее и эффективнее. Воспроизведение заученного, способность сосредоточить внимание и размышлять улучшаются, если вы отдохнете. К тому же любое длительное нарушение сна влияет на настроение. А позитивный настрой в день экзамена крайне необходим.

Нужно постараться прийти на экзамен в хорошем настроении. А для этого с утра зарядить себя на позитив. Для этого можно  улыбнуться, сказать фразу, которая будет оптимальна для вас. Она должна быть в утвердительной конструктивной форме, например «В любой ситуации я остаюсь абсолютно  спокойным и выполняю все задания», «Я легко сосредотачиваюсь и нахожу правильный ответ». Фразы должны быть понятны вам и не вызывать отторжения. Так,  к примеру, если вы не подготовились к экзамену, и проговариваете фразу «Я на все вопросы знаю ответы», она может вызвать внутреннее неприятие.

 Перед экзаменом обязательно нужно позавтракать. Для работы мозга нужна энергия. Начинать питаться правильно, как и практиковать саморегуляцию, нужно задолго до момента сдачи экзамена. На завтрак съешьте что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки. Полезны каши, бутерброды с сыром, рыба, творог, кисломолочные продукты, нежирное мясо, фрукты, орехи и горький шоколад.

Настройтесь на экзамен.  Когда вы вошли в аудиторию или начали отвечать и почувствовали волнение, для начала отрегулируйте свое состояние. Можно, опять же, обратить внимание на дыхание, успокоить его, и воспользоваться самоприказом: «Спокойно! Все в полном порядке» или «Успокойся!» и т. д. После того, как вы успокоились, можете дать себе команду «Сосредоточься!»  и приступить к выполнению заданий.

– Что делать, если подросток не получил нужную оценку, не сдал экзамен? Как ему помочь в этой ситуации?

– Прежде всего, если ребенок хочет высказаться, выслушать его. Пусть он поделится с вами тем, как он воспринимает и объясняет ситуацию. Ни в коем случае не обвинять и не формировать чувство вины, а принять ситуацию и помочь подростку понять, почему так произошло. При этом убрать морализаторство, нравоучения, и перейти на спокойное доброжелательное общение.

Конечно, родители тоже расстраиваются, и не нужно в этот момент изображать, что все хорошо, если вы крайне расстроены по этому поводу. Ребенок почувствует вашу неестественность. В данном случае можно выразить свои чувства, воспользовавшись «Я-высказыванием»: «Я, конечно же, расстроена, потому что уверена, что результат мог быть лучше, но обстоятельства бывают разные. Если тебе нужна помощь, я готов(а) помочь разобраться в этом и обсудить, что делать дальше».

В любом случае, если вы действительно любите ребенка, принимаете его, интересуетесь его делами, выражаете искреннюю, ненавязчивую готовность оказать помощь, ситуация будет воспринята им не столь драматично.

Помните о том, что бы ни произошло, это всего лишь экзамен. Даже если результат оказался не тот, который вы ожидали, всегда можно сделать выводы из полученного опыта и исправить ситуацию.