Почему необходимо обратиться к логопеду до школы?
forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
  • Региональная программа Омской области

    Региональная программа Омской области

  • РЦ ПМСП

    РЦ ПМСП

  • Национальные проекты

    Национальные проекты

  • Региональная программа Омской области

    Региональная программа Омской области

  • Региональная программа Омской области

    Региональная программа Омской области

Previous
Next

Далеко не в каждой семье считают нужным показывать своего ребенка логопеду. «Он же у меня не картавит, не заикается, зачем его вести к этому специалисту?» - недоумевают родители. И напрасно. В большинстве случаев тот, кто не имеет диплом логопеда и не сталкивается с нарушениями речи в повседневной практике, попросту не сможет определить на слух, что у малыша возникли проблемы с различением звуков. О том, чем это грозит в дальнейшем и какие факторы позволяют достичь успеха в лечении, рассказывает логопед психоневрологического отделения Областной детской клинической больницы Светлана Иванова.

 - Светлана Владимировна, до сих пор многие родители считают, что если у ребенка нет никаких выраженных проблем с речью, то и логопед ему не нужен. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 - Давайте начнем с того, что проблема нарушения речи стоит сегодня довольно остро. Раньше логопеды были и в детском саду, и в школе. Сейчас в большинстве дошкольных и общеобразовательных учреждений ставки логопедов сократили. Соответственно, основная нагрузка ложится теперь на поликлиники и больницы. Количество обращений увеличивается. Если семь лет назад ко мне на прием в день было записано не больше восьми детей, то теперь бывает и по пятнадцать, и по двадцать. 

 - Если не провести в детстве логопедическую коррекцию тем, кто в ней нуждается, чем может быть это чревато?

 - Когда такой ребенок пойдет в школу, то не сможет слышать разницу в звуках. Приходят ко мне на прием матери младшеклассников. Ребенок по всем предметам получает четверки и пятерки, а с русским языком совершенно не справляется. И у учителей встает вопрос: «Что делать дальше с таким учеником?». Дети ведь как слышат, так и пишут. А если у ребенка не поставлены звуки, то не избежать грамматических ошибок. Для некоторых это становится источником постоянного стресса. В моей практике были пациенты, вовремя не прошедшие коррекцию у логопеда и обращавшиеся за помощью в 14 и даже в 18 лет, то есть уже после окончания школы. Их волновало, что они картавят, не выговаривают какие-то звуки или не дифференцируют их на слух. Но чем взрослей человек, тем сложней исправить этот дефект. Мы привыкаем с годами говорить неправильно, звуки «автоматизируются» в нашем сознании.

 - В каком возрасте ребенка нужно в первый раз привести к логопеду?

 - Когда ему исполнилось полтора-два года, не позже. Мы смотрим не только на то, выговаривает ли ребенок звуки, но и даем задания на логику, мышление, интеллект. И там уже определяется дата следующего визита. Кому-то рекомендуют показаться через год, кого-то убеждают прийти через три-шесть месяцев. Может быть так, что в два-три года у малыша проблем нет, а к четырем годам вдруг «открываются» проблемы – он не различает какие-то звуки. Чаще всего это Ш, Ж, С, З, Ц, Ч, Щ, Л, Р. Даже опытные родители не всегда способны самостоятельно определить, что ребенок нуждается в занятиях с логопедом. Вот всех, конечно, волнует буква Р. И буквально недавно ко мне на прием с шестилетней дочерью пришла мама - преподаватель русского и литературы. И она мне не без гордости рассказала, что Р сама ребенку поставила, научила правильно произносить. Но при этом на приеме выяснилось, что у девочки вообще нет в «палитре» звуков Ч, Щ и Ц. Мать этого просто не заметила, хотя, повторю, она – опытнейший педагог. Ей казалось, что дочка просто так своеобразно разговаривает с ней. С другой стороны, ребенок может изолированно выговаривать все звуки, и взрослых это успокаивает. Но попроси его сказать слова, где есть и С, и Ш, он не услышит разницу между этими звуками. И «сушка» у него превратится в «шушку».

- Сколько обычно длится курс коррекции?

 - Все индивидуально. Допустим, кому-то надо поставить букву Л. И с одним ребенком мы работаем два занятия, а с другим двенадцать. Это невозможно предсказать заранее, но, подчеркну еще раз, в дошкольный период поставить ребенку все звуки и научить его правильно говорить гораздо легче. Иногда к нам приводят детей незадолго до того, как отдать их в первый класс. В этом случае не всегда мы успеваем провести коррекцию. 

 Замечу также, что нарушения речи могут свидетельствовать об отставании в развитии. А это уже тот случай, когда необходимо вмешательство других специалистов – невролога, психиатра. С ними мы работаем в очень тесной взаимосвязи. Задержка психоречевого развития – это показания к коррекционному образованию. Родители по-разному реагируют на все. В одной семье бьют тревогу, когда двухлетний малыш не выговаривает букву Р, хотя это еще допустимо в его возрасте, а в другой оставляют без внимания, что сын или дочь не могут выполнить элементарные задания на логику и мышление. Говорят, что у соседей ребенка вообще никуда не водили, а он теперь из школы одни пятерки носит. Часто нам приходится больше работать с родителями, чем с детьми. Особенно в тех случаях, когда речь идет о коррекционных малышах.

 - К вам ведь приводят и детей-заик?

 - Да, это тоже достаточно распространенное заболевание. В ряде исследований говорится, что им страдает около 2% девочек и порядка 5% мальчиков. Причины заикания кроются, прежде всего, в наследственном факторе. Если им страдает один из родителей, то с вероятностью в 20%-70% этот недуг обнаружится и у их детей. Кроме того, причинами расстройства могут выступить психологическая травма, сильный стресс или же попытка переделать ребенка с ведущей левой рукой в правшу. Если с ребенком, у которого наблюдаются речевые запинки, начинает своевременно работать специалист, то в 80% случаев до наступления половой зрелости удается избавиться от этого дефекта.

 - Что можно сказать родителям тех детей, у которых выявили логопедические проблемы?

 - Надо понимать, что даже при не очень хорошем прогнозе можно достичь прекрасных результатов. Многое зависит как раз от упорства, терпения и желания родителей. Они должны помогать своим детям, поддерживать их, выполнять с ребенком все те домашние задания, которые предлагаются ему в рамках разработанной специалистом программы. Только так возможно достичь максимальных результатов. 

 

Наши партнеры

Новостная лента

Пресс-конференция в доме журналистов «Здоровая среда на рабочем месте»…

Пресс-конференция в доме журналистов «Здоровая среда на рабочем месте»… (23)

Пресс-конференция в доме журналистов «Здоровая среда на рабочем месте»

Читать далее...

Популяризация лучших практик укрепления здоровья на рабочих местах…

Популяризация лучших практик укрепления здоровья на рабочих местах… (18)

Популяризация лучших практик укрепления здоровья на рабочих местах

Читать далее...

Онлайн-школы здоровья с 22 по 26 апреля…

Онлайн-школы здоровья с 22 по 26 апреля… (21)

Онлайн-школы здоровья с 22 по 26 апреля

Читать далее...

Омские медики присоединились к акции «Здоровье на рабочем месте…

Омские медики присоединились к акции «Здоровье на рабочем месте… (31)

Омские медики присоединились к акции  «Здоровье на рабочем месте»

Читать далее...

XXXI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство…

XXXI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство… (28)

XXXI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»

Читать далее...

«Курение = парение. Отказ – одно решение» в медицинском колледже…

«Курение = парение. Отказ – одно решение» в медицинском колледже… (38)

«Курение = парение. Отказ – одно решение» в медицинском колледже

Читать далее...

Полезный завтрак нужен всем…

Полезный завтрак нужен всем… (35)

Полезный завтрак нужен всем

Читать далее...

Компоненты ЗОЖ

 



Центр общественного здоровья

 

Углубленная диспансеризация